В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными проблемами, решить которые, иногда способны только юристы. Многие из нас попадают в похожие ситуации, но не могут найти выход. Поэтому сегодня мы предлагаем консультацию в формате «вопрос - ответ». Этот формат достаточно распространен и актуален. Надеемся, что наша сегодняшняя рассылка поможет вам в будущем при решении юридических вопросов.
1. Имеет ли право организация при расчете налога на прибыль включить компенсацию за не использованный работником отпуск прошлых лет в состав расходов?
В письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 20.02.2004г. № 02-5-10/6, от 16.01.2006г. № 03-03-04/1/24, от 08.02.2006г. № 03-05-02-04/13 со ссылкой на письмо Минтруда России от 25.04.2002г. № 966-10 разъяснено, что статья 126 Трудового кодекса Российской Федерации допускает выплату денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, то есть при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые годы) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней; замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней, поэтому впредь до формирования практики применения Трудового кодекса Российской Федерации, судебной практики по данному вопросу и формирования четкой позиции Минздравсоцразвития России решение этого вопроса следует осуществлять по соглашению сторон - работника и работодателя, а в составе расходов на оплату труда учитывать выплаченные работникам организации компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленные одним из приведенных способов. Если работодатель и работники достигли соглашения осуществлять выплату денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, то в этом случае соединяются неиспользованные отпуска.
Данная позиция также подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 октября 2007г. по делу №А31-5735/2006-19).
2. Налоговым органом направлено в адрес Индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, требование об уплате налогов, а впоследствии из службы судебных приставов - Постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании суммы задолженности. Применим ли в данном случае срок исковой давности? Означает ли это, что по истечении 3-х лет долг по налогам будет списан?
Налоговые органы придерживаются позиции: статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, никакая исковая давность на налоговые платежи не распространяется. Такая позиция изложена, в частности в письме Министерства финансов РФ от 05 апреля 2007 г. № 03-01-11/1-32.
В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: - Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам; - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам.
Трехлетний срок исковой давности обычно ассоциируется с возможностью налогового органа взыскать платежи с налогоплательщика в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Однако эта позиция ошибочна. Суды указывали, что сроки взыскания предусмотрены Налоговым, а не Гражданским кодексом РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 г. № 10353/05, постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 г. по делу № Ф09-6231/07-С3). В случае если налоговый орган нарушил сроки взыскания платежей за счет денежных средств и имущества налогоплательщика, право на взыскание теряется. Однако из карточки лицевого счета налогоплательщика долг по налоговым платежам списан не будет.
Кроме того, Федеральным законом от 21.07.1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 15) предусмотрено, что срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается: - предъявлением исполнительного документа к исполнению; - частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
3. Какие правовые основания существуют у налоговой бесконечно выставлять требования об уплате пеней на недоимку, срок взыскания которой налоговый орган пропустил даже в судебном порядке?
В данной ситуации следует провести сверку с налоговым органом.
Однако следует обратить внимание, что при пропуске сроков на взыскание налога налоговый орган теряет право на взыскание пени с такой недоимки.
Как указал суд в Постановлении ФАС Уральского округа от 22 января 2004г. по делу №Ф09-4965/03-АК пеня является платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена.
В противном же случае налоговые органы могли бы до бесконечности начислять пеню, которая бы в скором времени перекрыла сумму недоимки.
4. Имеют ли право специалисты пенсионного фонда разглашать через средства массовой информации сведения о суммах задолженности предприятия по взносам в Пенсионный Фонд РФ и подаче в связи с этим искового заявления?
Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами (ст. 25), однако взыскание недоимки производится территориальными органами Пенсионного фонда РФ (ст. 25.1). Статьей 102 НК РФ к налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда (чем и является Пенсионный фонд РФ) и таможенным органом сведения о налогоплательщике.
К налоговой тайне не относятся сведения: 1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
Ч. 2 ст. 27 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий.
Таким образом, неуплата Вами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ является правонарушением и не составляет налоговой тайны.
К слову сказать, Законом «О коммерческой тайне» также предусмотрено, что к коммерческой тайне не может быть отнесена информация о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
Продолжение следует…
Хусаинова Светлана Радифовна, Специалист по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»
Березина Елена Сергеевна, Ведущий специалист по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и партнеры»
Начать дискуссию