Налоги, взносы, пошлины

Кладем под елку подарки партнерам по бизнесу

Дед Мороз, ты подарки нам принес? В обычай делового оборота многих компаний уже прочно вошла традиция поздравлять своих контрагентов с наступающим Новым годом. Это делается в целях поддержания уже сложившихся деловых отношений и налаживания новых связей. Кто предпочитает дарить собственную продукцию, а кто-то ограничивается джентльменским набором: конфеты и шампанское. Но суть дела не меняется. Подарок сделан, а значит, он требует учета.

Дед Мороз, ты подарки нам принес? В обычай делового оборота многих компаний уже прочно вошла традиция поздравлять своих контрагентов с наступающим Новым годом. Это делается в целях поддержания уже сложившихся деловых отношений и налаживания новых связей. Кто предпочитает дарить собственную продукцию, а кто-то ограничивается джентльменским набором: конфеты и шампанское. Но суть дела не меняется. Подарок сделан, а значит, он требует учета.

Хворост Дина Викторовна

Оформил первичку – отрази в бухучете

Мероприятие по поздравлению партнеров должно быть оформлено организационно-распорядительным документом руководителя, например приказом. В нем целесообразно указать перечень компаний, которым будут вручены подарки, лиц, ответственных за это мероприятие, сроки, форму поздравления. Для документального подтверждения факта хозяйственной операции можно использовать как унифицированные формы первичных документов (накладные, требования), так и самостоятельно разработанные организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

После того как все первичные документы подготовлены, поздравительные расходы можно отразить в бухгалтерском учете. Это будут прочие расходы, и они учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В случае если подарки, например шампанское и конфеты, приобретались в магазинах, то сначала они включаются в состав МПЗ и учитываются на счете 10 «Материалы» или на счете 41 «Товары». Если же фирма поздравляет продукцией собственного производства, то она учитывается до момента передачи на счете 43 «Готовая продукция».


Пример

ООО «Ветерок» 25 декабря 2007 года в рамках новогодней акции поздравило своего контрагента ООО «Вихрь». В число подарков входило шампанское и шоколадные конфеты, приобретенные на мелкооптовом складе 15 декабря, на сумму 1180 руб., в том числе НДС – 180 руб., а также продукция собственного производства. По шампанскому и конфетам имеется счет-фактура и соблюдены все условия для принятия НДС к вычету.

Продукция собственного производства, подаренная контрагенту, числилась в учете по себестоимости 1500 руб. В бухгалтерском учете ООО «Ветерок» сделало следующие записи:


15 декабря 2007 года:

Дебет 10 (41) Кредит 60 – 1000 руб. – оприходованы приобретенное шампанское и конфеты;

Дебет 19 Кредит 60 – 180 руб. – отражен предъявленный НДС;

Дебет 68 Кредит 19 – 180 руб. – НДС по приобретенным шампанскому и конфетам принят к вычету.


25 декабря 2007 года:

Дебет 91-2 Кредит 43 – 1500 руб. – списана себестоимость продукции собственного производства на прочие расходы;

Дебет 91-2 Кредит 10 – 1000 руб. – списана стоимость переданных шампанского и конфет на прочие расходы.


Подарил, НДС начислить не забыл?

На стоимость подарка необходимо начислить НДС. Ведь передача права собственности на имущество на безвозмездной основе признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, такая операция подлежит обложению НДС. Налоговая база при этом определяется как стоимость подарков, исчисленная исходя из цен, определяемых по правилам статьи 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. В рассматриваемом случае для расчета налоговой базы можно применять цену, по которой, например, шампанское и конфеты были куплены организацией в магазине. Если же в дар преподносятся товары собственного производства, нужно брать стоимость, по которой обычно они реализуются покупателям. Суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком при безвозмездной передаче имущества, в расходы при расчете налога на прибыль организаций не включаются. А вот НДС, предъявленный организации при покупке подарков, при наличии правильно оформленного счета-фактуры и соблюдении иных условий, установленных статьями 171 и 172 НК РФ, может быть принят к вычету.

Пример

Продолжим наш пример и предположим, что обычно ООО «Ветерок» реализует покупателям свою продукцию по цене 2360 руб., в том числе НДС – 360 руб. Поэтому на дату передачи собственной продукции и подарков бухгалтер должен сделать проводку:

Дебет 91 Кредит 68 – 540 руб. ((1000 руб. + 2000 руб.) х 18%)) – начислен НДС с переданных подарков.

налог на прибыль: ищем статью для учета подарков

Вопрос о признании подарочных затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль не прост. Сразу оговоримся, что, если компания презентует контрагентам товары собственного производства с нанесенной символикой фирмы, затраты на них не будут являться расходами на рекламу, и вот почему.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В нашем случае главным в этом определении является слово «неопределенному». Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. А поскольку подарки делаются компаниям, с которыми уже сложились деловые отношения, назвать такой круг неопределенным нельзя и, следовательно, к затратам на рекламу их отнести не удастся.

В случае если вручение подарков, в частности сувениров с нанесенной символикой организации, контрагентам производится во время официального приема в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, то, по мнению контролирующих органов, их стоимость может быть отнесена на расходы в качестве представительских расходов. Документами, подтверждающими проведение официального приема деловых партнеров, могут являться:

– приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на проведение приема;

– смета представительских расходов;

– первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;

– акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

Если представителям вручаются продукция фирмы или шампанское и конфеты, это можно заранее заложить в смету расходов.

Не забудьте! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Тогда вычетам подлежат суммы НДС в той части, в которой такие затраты были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Однако не всегда в канун Нового года возможно провести официальный прием представителей дружественных компаний. Зачастую у организации времени хватает только на то, чтобы с курьерами доставить подарок в офис контрагента. Здесь позиция контролирующих органов однозначная: стоимость презента в расходы принимать нельзя, будь то шампанское с конфетами или сувенир с логотипом. Аргументация следующая.

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ прямо не поименованы такие учитываемые при исчислении налога расходы, как стоимость подарков для деловых партнеров. А поскольку презенты, в частности сувениры и шампанское, являются безвозмездно переданным имуществом, в соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ они не могут быть учены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Конечно, можно возразить и сослаться на пункт 49 статьи 264 НК РФ, по которому учитываются и иные расходы, связанные с производством и реализацией. Главное, чтобы они соответствовали критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

На наш взгляд, в случае, если организация примет такие расходы на затраты на основании подпункта 49 статьи 264 НК РФ, велик риск возникновения разногласий с проверяющими. Контролирующие органы не признают эти расходы экономически обоснованными и не примут аргументы по экономической целесообразности произведенных расходов, а в силу прямого указания подпункта 16 статьи 270 НК РФ снимут с затрат расходы на подарки контрагентам. И тогда свою правоту придется доказывать в зале суда.

Как видите, с бухгалтерским учетом проблем не возникает, чего нельзя сказать о налоговом учете. Проанализировав все возможные налоговые риски, бухгалтеру нужно принять решение, будут ли такие расходы учтены при налогообложении прибыли или нет. При положительном решении придется собрать большое количество доказательств для суда, поскольку налоговые органы такой лакомый кусочек мимо себя не пропустят.

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ

У подарков есть экономическая целесообразность!

Документы, подтверждающие осуществление затрат, в бухгалтерском и налоговом учете идентичны. А приказ руководителя, в котором будут указаны цели проведения подарочной кампании, будет одним из документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов. Дары контрагентам по сути своей экономически обоснованны. Ведь конечной целью вручения подарков является поддержание и налаживание контактов с партнерами, с которыми договорные отношения либо существуют, либо предполагаются в будущем. Проведение поздравительной акции способствует формированию лояльности клиентов, поскольку всем известно, что клиенты пользуются услугами только тех компаний, которым доверяют. Если логически рассуждать, решение о проведении поздравительной кампании принимается исключительно для расширения рынка сбыта, увеличения заказов уже существующих партнеров. А контрагент, которого не забыли поздравить, при выборе партнера для заключения договора или для его продления из огромной массы похожих организаций выберет наиболее надежную и внимательную. Даже Минфин России в письме от 31.07.2007 № 03-03-06/1/629 указал на то, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Принимая во внимание, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно

на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.

Лесников Игорь Дмитриевич,
бухгалтер, г. Углич

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию