НДС

В 21-ю главу Налогового кодекса внесен очередной блок поправок

Федеральным законом РФ от 4 ноября 2007 г. № 255-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2008 года, в главу 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость" внесен очередной блок поправок.

Федеральным законом РФ от 4 ноября 2007 г. № 255-ФЗ, который вступает в силу с 1 января 2008 года, в главу 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость" внесен очередной блок поправок.

Из названия Закона следует, что он уточняет порядок применения налоговой ставки 0 процентов производителями космической техники. Однако такое название в полной мере не отражает сути внесенных изменений. Наряду с узкоспециальными, корректировке подверглись и другие положения главы 21 НК РФ, не имеющие к космосу никакого отношения.

Им-то и посвящен наш сегодняшний комментарий.

Отметим, что все законодательные "новинки" условно можно поделить на принципиальные и технические.

Начнем с поправок существенных.

Наиболее значимой в этой группе является поправка в п. 2 ст. 172 НК. Она касается порядка применения налогового вычета налогоплательщиками, использующими в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) собственное имущество (в том числе вексель третьего лица).

Можно поздравить тех, кто занимается бартером. С 1 января 2008 года они смогут принимать к вычету НДС в сумме, фактически перечисленной контрагенту на основании отдельного платежного поручения в соответствии с порядком, установленным п. 4 ст. 168 НК (абз. 1 п. 2 ст. 172 НК в новой редакции).

Напомним вкратце историю вопроса.

С 1 января 2007 года при осуществлении товарообменных операций покупатель товаров (работ, услуг) обязан уплатить предъявленную ему продавцом сумму налога деньгами (п. 4 ст. 168 НК).

Однако при принятии к вычету "входного" НДС покупатель вынужден был руководствоваться п. 2 ст. 172 НК, согласно которому вычетам подлежали суммы налога, уплаченные продавцу, которые исчислялись исходя из балансовой стоимости имущества (с учетом его переоценок и амортизации), переданного в счет оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).

Именно на таком подходе настаивали контролирующие органы (см., в частности, Письмо Минфина России от 07.03.2007 № 03-07-15/31). И формально они были правы: поскольку порядок предоставления налоговых вычетов регулирует ст. 172 НК РФ, то ее нормы имеют приоритет перед нормами п. 2 ст. 168 НК.

Таким образом, если балансовая стоимость передаваемого "по бартеру" имущества не превышала цену его реализации (без НДС), то покупатель при вычете "терял" некоторую сумму.

Почему же возникло несоответствие между вышеназванными нормами?

Все дело в том, что положения п. 2 ст. 172 НК были приняты в то время, когда п. 4 ст. 168 НК еще не было и в помине. Тогда фактически уплаченной суммой налога действительно считалась сумма налога, которую нужно было "вычленить" по расчетной ставке из балансовой стоимости передаваемого имущества. С введением в действие п. 4 ст. 168 НК ситуация изменилась: под фактически уплаченной суммой налога стали понимать ту сумму, которую покупатель перечислил поставщику на основании отдельного платежного поручения. Однако заявить вычет в этой сумме ему мешало ограничение, ранее установленное п. 2 ст. 172 НК.

С принятием Закона № 255-ФЗ несогласованность двух норм устранена и никаких препятствий для вычета НДС в полной сумме больше не существует.

Следующая поправка коснулась порядка определения налоговой базы по НДС при получении авансов.

В настоящее время налогоплательщик обязан включить в налоговую базу по НДС сумму аванса (с учетом налога), полученного в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК).

Исключением из общего правила являются авансы, полученные в счет предстоящих поставок продукции, длительность производственного цикла изготовления которой составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), если производитель такой продукции определяет налоговую базу в момент, установленный п. 13 ст. 167 НК (п. 1 ст. 154 НК).

Вместе с тем указанным производителям предоставлено право выбора момента определения налоговой базы. Так, начислять НДС "по отгрузке" он вправе при соблюдении ряда условий, в частности, если ведет раздельный учет операций и сумм налога, относящихся к подобному производству (п. 13 ст. 167 НК).

Вправе ли изготовитель продукции с длительным циклом производства не включать в налоговую базу по НДС сумму полученного аванса, если он работает "по оплате"? Ведь, выбрав этот метод, он также действует в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК. Конечно же, не вправе. А вопрос возник по причине некорректной формулировки абз. 2 п. 1 ст. 154 НК.

Закон № 255-ФЗ устранил это недоразумение. В новой редакции п. 1 ст. 154 НК прямо сказано: в налоговую базу не включается сумма аванса, полученного в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК.

Кроме того, в указанный пункт включены еще два случая, когда можно не начислять НДС с авансов:

1) если они получены в счет предстоящей отгрузки товаров, которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п. 1 ст. 164 НК;

2) если они получены в счет отгрузки товаров, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Отметим, что первый из двух случаев в настоящее время указан в п. 9 ст. 154 НК.

Т. е. принципиально ничего не изменилось.

Что касается второго случая, то он в настоящее время законодательно не урегулирован. Для тех, у кого возникали сомнения по поводу того, что же делать с поступающими авансами в случае осуществления деятельности, освобождаемой от налогообложения, Минфин России разъяснял, что подобные авансы в налоговую базу не включаются (Письмо от 03.05.2006 № 03-04-05/06). Теперь это прямо написано в главе 21 Налогового кодекса.

Начать дискуссию