Бухгалтерский учет

Налоговая консультация Вопрос - Ответ

Налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки ИП потребовала восстановление налоговой отчетности в связи с тем, что все документы были у него похищены. Правомерны ли действия налоговой инспекции, и как восстановить первичную документацию?

1. Налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки ИП потребовала восстановление налоговой отчетности в связи с тем, что все документы были у него похищены. Правомерны ли действия налоговой инспекции, и как восстановить первичную документацию?

В соответствии с требованиями, изложенными в пп.8 п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.23 НК РФ).

Как показывает арбитражная судебная практика (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2003г. по делу №А13-9359/02-15, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2004г. по делу №А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С2), если судом будет установлено виновное неисполнение этой обязанности с формой вины в виде умысла или неосторожности и будет доказано, что такое действие (бездействие) способствовало утрате документов, то есть все основания признать правомерным привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности (например, кража документов могла произойти по халатности сотрудников организации).

Закон не устанавливает, какие действия должен совершить налогоплательщик в случае утраты документов по независящим от него причинам. Однако в Письме УМНС России по г. Москве от 13.09.2002г. № 26-12/43411 рекомендуется в случае пропажи или гибели первичных документов назначить приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели, в которую по мере необходимости приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Кроме того, руководитель организации должен предпринять меры к восстановлению тех первичных документов, которые подлежат восстановлению и хранению в течение установленного законодательством срока. Например, копии выписок о движении денежных средств по счетам в банках можно запросить у банков, в которых открыты счета организации; договоры, акты, накладные можно запросить у контрагентов и т.д.

Таким образом, на налогоплательщика возложена обязанность по ведению учета хозяйственной деятельности, а также по восстановлению утраченных финансовых документов.

В действительности не всегда удается восстановить все первичные учетные документы (например, отказ контрагента предоставить копии, ликвидация организации и т.д.). Поэтому у налогоплательщика могут возникнуть сложности в подтверждении обоснованности расходов в целях налогообложения прибыли и применения налоговых вычетов по НДС. Таким образом, налогоплательщику придется пересчитать налоги и доплатить необходимые суммы в бюджет.

2. ИП, работающий по УСН (объект налогообложения доходы – расходы), выплачивает заработную плату сотрудникам наличными денежными средствами, а также приобретает канцелярские товары за наличный расчет. Как правильно оформлять операции с наличными денежными расчетами?

В отношении выдачи наличных денежных средств работнику под отчет или заработной платы необходимо учитывать следующее:

Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций в РФ (утв. Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993г. № 40) (далее - Порядок) Порядок (которым предусмотрено ведение кассовой книги, оформление приходных и расходных кассовых ордеров) распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения.

На сегодняшний день существуют две точки зрения относительно применения Порядка индивидуальными предпринимателями.

1) Часть судов неоднократно отмечала, что данный порядок на индивидуальных предпринимателей не распространяется, т.к. согласно ст.ст. 23, 48 Гражданского кодекса РФ они предприятиями, организациями, учреждениями не являются (см. например: постановления ФАС Уральского округа от 16.10.2007г. по делу № Ф09-8499/07-С1, от 26.03.2007г. по делу № Ф09-1869/07-С1, от 26.03.2007г. по делу № Ф09-1865/07-С1, от 22.02.2007г. по делу № Ф09-694/07-С1, постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007г. по делу № А65-19248/06-СА3-36, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.06.2007 по делу № А33-5499/07-Ф02-3744/07). Т.е. индивидуальные предприниматели кассовую книгу не ведут.

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов РФ (приказ Министерства финансов РФ от 30.12.2005г. № 167н).

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (см. также письмо Министерства финансов РФ от 15.09.2004г. № 33-2-11/581).

2) С другой стороны налоговые органы привлекают к ответственности индивидуальных предпринимателей за несоблюдение требований Порядка, а суды указывают, что Порядок на индивидуальных предпринимателей распространяется (см. например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2003г. по делу № А39-1235/2003-54/3, постановление ФАС Поволжского округа от 19.08.2003г. по делу № А49-55/03-93 ОП/19).

Суды указывают, что в п. 19 письма Центрального банка РФ от 16.03.1995г. № 14-4/95 (в ред. письма Центрального банка РФ от 28.01.1997г. № 14-4/50) разъяснено, что Порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Вторая позиция видится нам неубедительной, т.к. письмо не является нормативно-правовым актом и не может вносить изменения в Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета Директоров Центрального Банка России.

Однако если налогоплательщик не желает отстаивать первую точку зрения в отношениях с налоговыми органами или в суде, то ему можно подстраховаться путем ведения кассовой книги, оформления и регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Продолжение следует…

Начать дискуссию