Для бухгалтера работа с налогом на прибыль традиционно вызывает массу сложностей. Его неправильное исчисление и расчет могут вылиться в претензии и штрафы при налоговой проверке. Избежать некоторых проблем помогла консультант по налогу на прибыль Ирина Киселева.
— Здравствуйте, наша организация арендует автомобиль у физического лица, и все расходы по его эксплуатации мы взяли на себя. В том числе страховку по ОСАГО и КАСКО. Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль затраты, связанные с приобретением страховки?
— Я думаю, что налоговая инспекция будет подходить к этому вопросу с точки зрения разумности и обоснованности расходов. Организации следует сопоставить стоимость аренды с такими факторами, как наличие других автомобилей на предприятии, необходимость его аренды со всеми вытекающими последствиями (затраты на бензин, ремонт и т. д.). Рекомендую посмотреть письма Минфина в этой области, например в отношении разумного срока эксплуатации мобильных телефонов.
Для обоснования расходов можно также по распоряжению руководителя провести маркетинговое исследование относительно других вариантов использования транспортных средств (например, такси или транспортное средство в кредит). Маркетолог или коммерческий директор делает обзор, на основании которого приходит к выводу, что предприятию сейчас невыгодно такси или на данный момент организация не может позволить себе купить автомобиль даже в кредит. Ей выгодно его арендовать. Полагаю, такое заключение, приложенное к приказу руководителя о проведении маркетингового исследования, будет достаточным обоснованием.
Следует учитывать, что расходы по ОСАГО, КАСКО, договоры по которым заключаются с физическим лицом, относятся к владельцу автомобиля, а не к арендатору (юридическому лицу). Поэтому их нельзя напрямую причислять к расходам юридического лица. Арендатор и арендодатель, по сути, могут или должны предусмотреть расходы на страхование в составе арендной платы, которая, очевидно, может погашаться в течение года неравномерно. Так, в период оплаты страховки арендная плата может быть выше, чем в другие периоды, а значит, и расходы, включаемые в налоговую базу арендодателя, также будут выше.
— Можно ли списать в расходы затраты на приобретение организацией обогревателей?
— Для этого существуют санитарные нормы и правила содержания помещений. Необходимо ознакомиться с законодательством Минздрава. В постановлениях написано, какая должна быть средняя температура в помещениях в холодное и теплое время года. Соответственно, расходы, связанные с приобретением охлаждающих и обогревающих приборов, могут быть списаны на основании требований этих постановлений, обязывающих работодателя применять установленные нормы к рабочим помещениям, как расходы, связанные прежде всего с обеспечением нормальных условий труда. Для обоснования произведенных затрат не лишним будет подтверждение температуры воздуха снаружи помещения хотя бы в виде сводки погоды из газет.
— Можно ли учесть в расходах компенсации работникам за использование компьютера в служебных целях? Ведь в Налоговом кодексе содержится лишь норма, относящаяся к использованию личного автотранспорта.
— Действительно, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. В то же время в статье 270 Кодекса, касающейся расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не сказано о компенсации работникам за использование личного имущества в служебных целях. Другими словами, запрета на включение этих расходов в налоговую базу напрямую нет.
Но относя такие затраты на расходы, важно их обосновать и прописать в учетной политике организации. То есть если экономика бизнеса данного предприятия говорит о том, что ему этот компьютер необходим, но в данный момент нет возможности для аренды помещения или возможности купить хороший компьютер, почему бы и нет? При этом надо учитывать условия и ограничения пункта 1 статьи 252 Кодекса «Экономически обоснованные расходы». То есть сама идея не абсурдна, и я думаю, что человеку можно возместить компенсацию за использование компьютера и списать связанные с этим расходы.
Что касается возмещения затрат, связанных с ремонтом этого компьютера, то, согласно статье 260 Налогового кодекса, расходы на ремонт основных средств могут иметь место только при аренде амортизируемых основных средств. Но в отношении арендатора — физического лица — понятие «основные средства» неприменимо. Поэтому и расходы на ремонт мы не можем списать в соответствии с этой статьей. Я считаю, что надо составить договор аренды этого компьютера, где следует прописать его цену в пределах разумности, величину компенсации за его использование, а также указать, что именно под такой компенсацией подразумевается.
— Можно ли признать в качестве расходов затраты на ремонт застрахованного автомобиля, если эти затраты все еще не были компенсированы страховой компанией?
— Очень интересный вопрос. Статья 260 Налогового кодекса не связывает порядок включения расходов на ремонт в связи с поступлениями или непоступлениями страховых возмещений на ремонт основных средств.
Расходы на ремонт можно отразить в составе прочих расходов, согласно статье 260 Налогового кодекса, или же в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса. При этом следует различать причину аварии: одно дело, если авария произошла по причине технического износа автомобиля, и совершенно другое — если работник предприятия попал в аварию по своей вине. На основании пункта 1 статьи 272 и пункта 1 статьи 260 Кодекса расходы на ремонт могут быть признаны в том отчетном периоде, к которому они относятся, в размере фактических затрат.
Кстати, при отражении расходов на ремонт многие допускают типичные ошибки сплошь и рядом. Например, когда работник виноват, а предприятие берется за ремонт, то такие расходы в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса нельзя принять в целях налогообложения прибыли. Поэтому для обоснования расходов на ремонт, относимых в налоговую базу текущего периода, желательно, чтобы у бухгалтера в наличии был составленный работниками ГИБДД акт о ДТП, из которого очевидно, кто виноват в произошедшей аварии.
— Наша организация приобрела компьютер за 30 тысяч рублей. Налоговики утверждают, что с этой суммы мы должны заплатить налог на прибыль. Подскажите, можно ли оспорить действия инспекторов и на каком основании?
— Мне кажется, такой вывод налоговики сделали на основании следующих рассуждений. Имущество, которое стоит больше 10 тысяч рублей и срок эксплуатации которого составляет больше года, в целях налогообложения должно списываться в течение определенного срока его использования, допустим, в течение двух лет. То есть эти 30 тысяч рублей ваш бухгалтер должен был отразить в расходах в течение двух лет. А бухгалтер списала, наверное, сразу, одномоментно. В этом ошибка. По поводу того, как оспорить действия инспекторов, надо смотреть документы налоговой, а потом делать окончательные выводы.
— Наша компания покупает сотрудникам чай, кофе для употребления на работе. Можем ли мы включить такие затраты в расходы для исчисления налога на прибыль, обосновывая их как «обеспечение условий труда»?
— Думаю, что нет. В Трудовом кодексе написано про компенсацию за использование, например, личного имущества, про оплату труда в соответствии с отработанным временем, про спецодежду, обеспечивающую защиту работников во время работы. А вот чай и кофе там не указаны. Кроме того, такие затраты на их приобретение не могут рассматриваться как расходы на обеспечение условий труда. Вообще чай или кофе сложно отнести к таким категориям, как средства труда, условия труда и т.п. Вы любите чай, я — кофе, а третий — воду. В трудовые обязанности употреблять тот или иной напиток это не входит.
— То есть и покупка бутилированной воды тоже не относится к расходам?
— По этому поводу были разъяснения Минфина и ФНС в пользу налогоплательщиков. Но я категорически не согласна с их точкой зрения. На самом деле в соответствии с законодательством по водоснабжению, действующему в стране, вся вода, которая течет в наших кранах, соответствует санитарным нормам. И даже если водоканал выдаст необходимую Вам справку о несоответствии воды установленным нормам, она все равно им соответствует по закону, по определению. Ведь если по какой-то причине вода не может быть использована, то она в принципе не может протекать через ваши трубы. Иначе водоканал перекрыл бы общую трубу и до ликвидации негативных для окружающей среды и здоровья населения последствий вообще не поставлял бы воду.
— Организация приобрела программное обеспечение. Можно ли в бухгалтерском и налоговом учете признать расходы на ее приобретение единовременно?
— Если организация использует его менее 12 месяцев и это оговорено в договоре, то расходы можно признать единовременно на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Поэтому необходимо обратить внимание, указан или нет срок использования программного обеспечения в договоре или соглашении между поставщиком и пользователем программ.
Начать дискуссию