Налог на прибыль

Спорные моменты и типичные ошибки по налогу на прибыль

Для бухгалтера работа с налогом на прибыль традиционно вызывает массу сложностей. Его неправильное исчисление и расчет могут вылиться в претензии и штрафы при налоговой проверке. Избежать некоторых проблем помогла консультант по налогу на прибыль Ирина Киселева.

Для бухгалтера работа с налогом на прибыль традиционно вызывает массу сложностей. Его неправильное исчисление и расчет могут вылиться в претензии и штрафы при налоговой проверке. Избежать некоторых проблем помогла консультант по налогу на прибыль Ирина Киселева.

— Здравствуйте, наша организация арендует автомобиль у физического лица, и все расходы по его эксплуатации мы взяли на себя. В том числе страховку по ОСАГО и КАСКО. Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль затраты, связанные с приобретением страховки?

— Я думаю, что налоговая инспекция будет подходить к этому вопросу с точки зрения разумности и обоснованности расходов. Организации следует сопоставить стоимость аренды с такими факторами, как наличие других автомобилей на предприятии, необходимость его аренды со всеми вытекающими последствиями (затраты на бензин, ремонт и т. д.). Рекомендую посмотреть письма Минфина в этой области, например в отношении разумного срока эксплуатации мобильных телефонов.

Для обоснования расходов можно также по распоряжению руководителя провести маркетинговое исследование относительно других вариантов использования транспортных средств (например, такси или транспортное средство в кредит). Маркетолог или коммерческий директор делает обзор, на основании которого приходит к выводу, что предприятию сейчас невыгодно такси или на данный момент организация не может позволить себе купить автомобиль даже в кредит. Ей выгодно его арендовать. Полагаю, такое заключение, приложенное к приказу руководителя о проведении маркетингового исследования, будет достаточным обоснованием.

Следует учитывать, что расходы по ОСАГО, КАСКО, договоры по которым заключаются с физическим лицом, относятся к владельцу автомобиля, а не к арендатору (юридическому лицу). Поэтому их нельзя напрямую причислять к расходам юридического лица. Арендатор и арендодатель, по сути, могут или должны предусмотреть расходы на страхование в составе арендной платы, которая, очевидно, может погашаться в течение года неравномерно. Так, в период оплаты страховки арендная плата может быть выше, чем в другие периоды, а значит, и расходы, включаемые в налоговую базу арендодателя, также будут выше.

— Можно ли списать в расходы затраты на приобретение организацией обогревателей?

— Для этого существуют санитарные нормы и правила содержания помещений. Необходимо ознакомиться с законодательством Минздрава. В постановлениях написано, какая должна быть средняя температура в помещениях в холодное и теплое время года. Соответственно, расходы, связанные с приобретением охлаждающих и обогревающих приборов, могут быть списаны на основании требований этих постановлений, обязывающих работодателя применять установленные нормы к рабочим помещениям, как расходы, связанные прежде всего с обеспечением нормальных условий труда. Для обоснования произведенных затрат не лишним будет подтверждение температуры воздуха снаружи помещения хотя бы в виде сводки погоды из газет.

— Можно ли учесть в расходах компенсации работникам за использование компьютера в служебных целях? Ведь в Налоговом кодексе содержится лишь норма, относящаяся к использованию личного автотранспорта.

— Действительно, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта. В то же время в статье 270 Кодекса, касающейся расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не сказано о компенсации работникам за использование личного имущества в служебных целях. Другими словами, запрета на включение этих расходов в налоговую базу напрямую нет.

Но относя такие затраты на расходы, важно их обосновать и прописать в учетной политике организации. То есть если экономика бизнеса данного предприятия говорит о том, что ему этот компьютер необходим, но в данный момент нет возможности для аренды помещения или возможности купить хороший компьютер, почему бы и нет? При этом надо учитывать условия и ограничения пункта 1 статьи 252 Кодекса «Экономически обоснованные расходы». То есть сама идея не абсурдна, и я думаю, что человеку можно возместить компенсацию за использование компьютера и списать связанные с этим расходы.

Что касается возмещения затрат, связанных с ремонтом этого компьютера, то, согласно статье 260 Налогового кодекса, расходы на ремонт основных средств могут иметь место только при аренде амортизируемых основных средств. Но в отношении арендатора — физического лица — понятие «основные средства» неприменимо. Поэтому и расходы на ремонт мы не можем списать в соответствии с этой статьей. Я считаю, что надо составить договор аренды этого компьютера, где следует прописать его цену в пределах разумности, величину компенсации за его использование, а также указать, что именно под такой компенсацией подразумевается.

— Можно ли признать в качестве расходов затраты на ремонт застрахованного автомобиля, если эти затраты все еще не были компенсированы страховой компанией?

— Очень интересный вопрос. Статья 260 Налогового кодекса не связывает порядок включения расходов на ремонт в связи с поступлениями или непоступлениями страховых возмещений на ремонт основных средств.

Расходы на ремонт можно отразить в составе прочих расходов, согласно статье 260 Налогового кодекса, или же в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Кодекса. При этом следует различать причину аварии: одно дело, если авария произошла по причине технического износа автомобиля, и совершенно другое — если работник предприятия попал в аварию по своей вине. На основании пункта 1 статьи 272 и пункта 1 статьи 260 Кодекса расходы на ремонт могут быть признаны в том отчетном периоде, к которому они относятся, в размере фактических затрат.

Кстати, при отражении расходов на ремонт многие допускают типичные ошибки сплошь и рядом. Например, когда работник виноват, а предприятие берется за ремонт, то такие расходы в соответствии со статьей 270 Налогового кодекса нельзя принять в целях налогообложения прибыли. Поэтому для обоснования расходов на ремонт, относимых в налоговую базу текущего периода, желательно, чтобы у бухгалтера в наличии был составленный работниками ГИБДД акт о ДТП, из которого очевидно, кто виноват в произошедшей аварии.

— Наша организация приобрела компьютер за 30 тысяч рублей. Налоговики утверждают, что с этой суммы мы должны заплатить налог на прибыль. Подскажите, можно ли оспорить действия инспекторов и на каком основании?

— Мне кажется, такой вывод налоговики сделали на основании следующих рассуждений. Имущество, которое стоит больше 10 тысяч рублей и срок эксплуатации которого составляет больше года, в целях налогообложения должно списываться в течение определенного срока его использования, допустим, в течение двух лет. То есть эти 30 тысяч рублей ваш бухгалтер должен был отразить в расходах в течение двух лет. А бухгалтер списала, наверное, сразу, одномоментно. В этом ошибка. По поводу того, как оспорить действия инспекторов, надо смотреть документы налоговой, а потом делать окончательные выводы.

— Наша компания покупает сотрудникам чай, кофе для употребления на работе. Можем ли мы включить такие затраты в расходы для исчисления налога на прибыль, обосновывая их как «обеспечение условий труда»?

— Думаю, что нет. В Трудовом кодексе написано про компенсацию за использование, например, личного имущества, про оплату труда в соответствии с отработанным временем, про спецодежду, обеспечивающую защиту работников во время работы. А вот чай и кофе там не указаны. Кроме того, такие затраты на их приобретение не могут рассматриваться как расходы на обеспечение условий труда. Вообще чай или кофе сложно отнести к таким категориям, как средства труда, условия труда и т.п. Вы любите чай, я — кофе, а третий — воду. В трудовые обязанности употреблять тот или иной напиток это не входит.

— То есть и покупка бутилированной воды тоже не относится к расходам?

— По этому поводу были разъяснения Минфина и ФНС в пользу налогоплательщиков. Но я категорически не согласна с их точкой зрения. На самом деле в соответствии с законодательством по водоснабжению, действующему в стране, вся вода, которая течет в наших кранах, соответствует санитарным нормам. И даже если водоканал выдаст необходимую Вам справку о несоответствии воды установленным нормам, она все равно им соответствует по закону, по определению. Ведь если по какой-то причине вода не может быть использована, то она в принципе не может протекать через ваши трубы. Иначе водоканал перекрыл бы общую трубу и до ликвидации негативных для окружающей среды и здоровья населения последствий вообще не поставлял бы воду.

— Организация приобрела программное обеспечение. Можно ли в бухгалтерском и налоговом учете признать расходы на ее приобретение единовременно?

— Если организация использует его менее 12 месяцев и это оговорено в договоре, то расходы можно признать единовременно на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Поэтому необходимо обратить внимание, указан или нет срок использования программного обеспечения в договоре или соглашении между поставщиком и пользователем программ.

Начать дискуссию

УСН

Работать на упрощенке по-простому больше не получится. Будут счета-фактуры, книга продаж, декларация по НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Интересные материалы

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать