Бухгалтерский учет

Как организовать налоговый учет в торговле

Вот уже третий месяц все предприятия должны вести обособленный налоговый учет доходов и расходов. Его правила не соответствуют привычным правилам бухгалтерского учета, поэтому многие бухгалтеры с трудом приспосабливаются к нововведению. Самые большие проблемы возникают в тех сферах деятельности, где прежний порядок учета применять просто невозможно. В первую очередь речь идет об организациях торговли. Выбору оптимальных способов налогового учета в торговом бизнесе посвящена наша статья.

Как организовать налоговый учет в торговле

Артем РОДИОНОВ
http://www.mosbuh.ru

Журнал на "Московский бухгалтер" N 4 2002г.

Вот уже третий месяц все предприятия должны вести обособленный налоговый учет доходов и расходов. Его правила не соответствуют привычным правилам бухгалтерского учета, поэтому многие бухгалтеры с трудом приспосабливаются к нововведению. Самые большие проблемы возникают в тех сферах деятельности, где прежний порядок учета применять просто невозможно. В первую очередь речь идет об организациях торговли. Выбору оптимальных способов налогового учета в торговом бизнесе посвящена наша статья.

"По отгрузке" или "по оплате" - что лучше?

Существует два способа определения налогооблагаемой прибыли. По Налоговому кодексу, уже в январе каждая организация должна была отдать предпочтение одному из них. Но многие налогоплательщики сделают свой выбор только в марте, накануне представления годовой отчетности. Что можно посоветовать?

Откровенно говоря, выбор небогат. Доходы и расходы можно определять либо кассовым методом, либо методом начислений. Кассовый метод применяют только те налогоплательщики, у которых выручка за прошлый год не превысила четырех миллионов рублей. Это сказано в статье 273 НК РФ и подтверждено в письме МНС России от 3 января 2002 г. N ВГ-6-02/1@. (ВСТАВКА 1)

ВСТАВКА 1

Что считать выручкой?

С 2002 года для торговых организаций изменились не только правила исчисления прибыли, но и порядок определения выручки от реализации. Раньше этот показатель рассчитывался как разница между продажными и закупочными ценами. Теперь торговые предприятия должны определять выручку так же, как и в производстве: в ее состав включаются все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (п. 2 ст. 249 НК РФ). Об уменьшении этого показателя на покупную цену проданных товаров в статье 249 не сказано ни слова.

Парадоксально, но из текста статьи 249 НК РФ следует, что в выручку надо включать полученные от покупателей суммы НДС и налога с продаж. Поступление таких налогов тоже связано с расчетами за реализованные товары. Однако в этой же статье выручка приравнивается к доходам от реализации. А согласно статье 248 НК РФ, доходы определяются без учета налогов, прибавляемых к цене.

Таким образом, депутаты умудрились узаконить два разных принципа исчисления выручки. По одному из них НДС и налог с продаж входят в выручку, по другому - нет, поскольку косвенные налоги, полученные от покупателей, доходами не являются.

У организаций, которые хотят перейти на кассовый метод определения налогооблагаемой прибыли, вопросов, скорей всего, не возникнет. В пункте 1 статьи 273 НК РФ законодатель все же уточнил, что в этом случае выручка учитывается без НДС и налога с продаж. А вот определяя можно ли ежеквартально платить авансовые взносы по налогу на прибыль, предприятия могут столкнуться с проблемами.

Дело в том, что организации, выручка которых за 2001 год не превысила 12 миллионов рублей, могут перечислять налог один раз в квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). В такой ситуации законодатель предписывает определять выручку согласно статье 249 НК РФ и не ссылается на положения статьи 248 НК РФ.

На наш взгляд, и в этом случае выручку следует определять без НДС и налога с продаж. Однако не исключено, что налоговики забудут про статью 248 и потребуют рассчитывать выручку с учетом косвенных налогов. Пока это противоречие не будет устранено, налогоплательщикам следует руководствоваться пунктом 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения в законодательстве толкуются в их пользу.

-----------конец вставки 1

Кассовый метод привлекателен лишь на первый взгляд. Единственным его плюсом является то, что в доходы организации включаются только суммы, фактически поступившие от покупателей. Но ведь и расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль только после их оплаты. Кроме того, при кассовом методе налогоплательщик вынужден постоянно контролировать доходы, полученные за четыре последних квартала, независимо от того, к какому календарному году они относятся. Если в середине налогового периода суммарная выручка за последние 12 месяцев превысит четыре миллиона рублей, предприятие будет обязано перейти на метод начислений и пересчитать свою прибыль "задним числом" начиная с 1 января. (ВСТАВКА 2)

ВСТАВКА 2

Помни о доходах!

Такую табличку надо повесить над столом бухгалтера организации, работающей по кассовому методу. По статье 273 НК РФ кассовый метод может применяться, если в среднем за четыре квартала сумма выручки без НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Данное определение весьма запутано. Куда проще было бы сказать, что выручка, рассчитанная за четыре последних квартала, не должна превышать четырех миллионов рублей. Если установленный лимит будет превышен, налогоплательщику придется определять доходы по методу начислений.

Подчеркнем, что сумма выручки рассчитывается поквартально. То есть, контролируя выручку, нужно иметь в виду доходы сразу двух налоговых периодов. Например, в апреле 2002 года надо учитывать выручку за I квартал 2002 года и за апрель - декабрь 2001 года. Рассмотрим простой пример.

В таблице показана выручка торгового дома "Ястреб" за последние полтора года. В выручку за 2002 год включена только стоимость товара, оплаченного покупателями.

Год, квартал

2001 год

2002 год

I

II

III

IV

I

II

Выручка, руб.

550 000

700 000

1 000 000

1 100 000

1 200 000

900 000

Итак, в 2001 году выручка организации составила 3 350 000 рублей (550 000 + 700 000 + 1 000 000 + 1 100 000). Следовательно, "Ястреб" может определять доходы и расходы кассовым методом.

Предположим, что налогоплательщик воспользовался этим правом. Тогда в апреле 2002 года он должен проверить обЪем выручки за II-IV кварталы 2001 года и за I квартал 2002 года. Он равен 4 000 000 рублей (700 000 + 1 000 000 + 1 100 000 + 1 200 000). Согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ предприятие теряет право на использование кассового метода, если его выручка превышает 4 000 000 рублей. Поскольку выручка "Ястреба" не превысила эту величину, фирма вправе и дальше продолжать использовать кассовый метод.

В следующий раз соблюдение норматива нужно проверить по итогам II квартала. Для этого рассчитывается итоговая выручка за II полугодие 2001 года и I полугодие 2002 года. Она равна 4 200 000 рублей (1 000 000 + 1 100 000 + 1 200 000 + 900 000). Превысив установленное ограничение, "Ястреб" должен отказаться от кассового метода и пересчитать доходы и расходы с начала 2002 года.

Доходы надо увеличить на стоимость реализованных, но не оплаченных товаров, а в расходы списываются затраты на их приобретение и доставку. Также в расходы включаются косвенные затраты, которые организация начислила, но не оплатила.

Допустим, что стоимость реализованных, но неоплаченных товаров составила 800 000 рублей и что эти товары были приобретены за 500 000 рублей. Кроме того, фирма начислила, но не выплатила зарплату за июнь в сумме 20 000 рублей. Потеряв право на применение кассового метода, организация обязана увеличить свои доходы на 800 000 рублей. При этом она должна списать и дополнительные расходы в сумме 520 000 рублей (500 000 + 20 000). Таким образом, прибыль "Ястреба" возрастет на 280 000 рублей (800 000 - 520 000).

------------------конец вставки 2

Мы бы не стали рекомендовать кассовый метод даже тем фирмам, чей товарооборот позволяет им воспользоваться. Кассовый метод может быть выгоден лишь тогда, когда оплата за товар поступает с большим опозданием. В торговле таких предприятий очень мало.

По нашему мнению, большинству налогоплательщиков целесообразнее определять выручку методом начислений, то есть "по отгрузке". Хотя в таком случае доходы считаются полученными уже при переходе права собственности на товар, расходы признаются не после их оплаты, а сразу после начисления.

МНС не жалеет бумаги

В зависимости от выбранного способа определения выручки разрабатываются и регистры для учета доходов и расходов. Поскольку единой формы регистров нет, бухгалтер может "изобрести" их самостоятельно и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Разумеется, на первых порах качественно составить все необходимые регистры трудно. Тогда за основу можно взять образцы, предложенные МНС России.

Сразу заметим, что эти регистры далеки от совершенства. Тем не менее налоговики рекомендуют использовать именно их. Несмотря на то что прислушиваться к рекомендациям стоит, некоторые регистры вполне можно упростить. Поэтому в дальнейшем мы будет рассматривать и варианты МНС, и упрощенные формы регистров.

Начнем с доходов. Министерство разработало два регистра для учета доходов от основной деятельности. В первом отражаются операции по выбытию имущества и иных активов. Здесь приводятся все данные о реализации товаров. Регистр заполняется по первичным документам, в нем указываются дата операции, наименование реализованных товаров, их количество и стоимость.

Из первого регистра информация переносится в регистр учета доходов текущего периода. (ВСТАВКА 3)

ВСТАВКА 3

Каждому налогу - свою политику

Рассмотрим порядок налогового учета доходов на примере торговой фирмы "Сокол". Предположим, что для расчета налога на прибыль организация определяет доходы методом начислений.

В марте 2002 года предприятие продало 18 компьютеров за 648 000 рублей. Стоимость самих компьютеров составила 540 000 рублей, а начисленный НДС - 108 000 рублей. Кроме того, было реализовано два принтера за 12 000 рублей (в том числе стоимость товаров - 10 000 рублей, НДС - 2000 рублей). Допустим, что принтеры были отгружены в счет предоплаты, полученной в феврале. Оплата за компьютеры получена в апреле.

Реализация товаров отражается в регистре учета операций выбытия имущества и иных активов следующим образом:

Дата опера-ции

Условия выбытия активов

Вид дохода

Основание выбытия

Наименование выбывающего актива

Сумма

Количество

18.03

С последующей оплатой

Выручка от продажи покупных товаров

Накладная N 6 от 18.03

Компьютер

540 000 руб.

18 шт.

22.03

В счет ранее полученных авансов

Накладная N 7 от 22.03

Принтер

10 000 руб.

2 шт.

Итого за март

--

--

---

550 000 руб.

--

Для сравнения покажем, как отражаются те же операции в бухгалтерском учете. После отгрузки бухгалтер "Сокола" должен сделать проводки:

Дебет 62љљ Кредит 90

- 648 000 руб. (540 000 + 108 000) - выставлен счет на оплату реализованных компьютеров;

Дебет 90љљ Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"

- 108 000 руб. - начислен НДС на стоимость реализованных, но неоплаченных товаров;

Дебет 62љљ Кредит 90

- 12 000 руб. (10 000 + 2000) - отражена выручка от реализации принтеров;

Дебет 90љљ Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 2000 руб. - начислен НДС на стоимость реализованных и оплаченных принтеров.

Дополним условия примера. Допустим, что "Сокол" сдает в аренду часть своих торговых площадей. В марте арендатору выставлен, но не оплачен счет на сумму 18 000 рублей (в том числе НДС - 3000 руб.).

Доходы от аренды не отражаются в регистре учета операций выбытия имущества и иных активов, зато показываются в регистре учета внереализационных расходов. Этот регистр выглядит следующим образом:

Дата операции

Вид дохода

Сумма, руб.

29.03

Доходы от сдачи имущества в аренду за март

15 000

Итого за март

15 000

В бухгалтерском учете начисленная арендная плата отражается проводками:

Дебет 76 субсчет "Расчеты с арендатором"љљ Кредит 91

- 18 000 руб. - выставлен счет за аренду помещения;

Дебет 91љљ Кредит 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"

- 3000 руб. - начислен НДС по арендной плате.

Как видно из примера, задолженность перед бюджетом по НДС увеличивается у предприятия только после оплаты товара. Это означает, что выручку для расчета НДС "Сокол" определяет "по оплате". Отметим, что применение различных способов определения выручки для исчисления разных налогов не противоречит законодательству. Ведь каждый налог имеет свою налоговую базу. Следовательно, по любому из них можно устанавливать самостоятельную учетную политику*.

Вернемся к составлению налоговых регистров. Информация о доходах предприятия обобщается в регистре учета доходов текущего периода.

Регистр учета доходов текущего периода

Дата операции

Вид дохода

Сумма, руб.

Март

От реализации товаров

550 000 руб.

Март

Внереализационные доходы

15 000 руб.

Итого за март

565 000 руб.

Предприятия, применяющие кассовый метод, заполняют налоговые регистры иначе. В регистр учета доходов текущего периода записи вносятся только после получения денег от покупателей. Эти записи удобнее делать после составления проводок:

Дебет 51љљ Кредит 62

- 648 000 руб. - получена оплата за продукцию;

Дебет 51љљ Кредит 76 субсчет "Расчеты с арендатором"

- 18 000 руб. - получена арендная плата.

Схему бухгалтерских проводок завершает операция, отражающая увеличение задолженности по НДС перед бюджетом:

Дебет 76 субсчет "Расчеты по неоплаченному НДС"љљ Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 111 000 руб. (108 000 + 3000) - начислен НДС к уплате в бюджет.

В налоговых регистрах последняя операция не отражается.

--------------конец вставки 3

Создается впечатление, что, составляя налоговые регистры, сотрудники МНС России хотели обЪять необЪятное. Перед бухгалтерами, которым придется воплощать это желание в жизнь, поставлено несколько практически невыполнимых задач. Например, налоговики считают, что в регистре учета операций выбытия имущества и иных активов нужно отдельно указывать каждый вид реализованных товаров, причем такие записи должны появляться в регистре после совершения каждой операции, то есть ежедневно.

На наш взгляд, такой учет не только сложен, но и излишен, ведь прибыль налогоплательщика определяется как минимум за месяц, но никак не за день. Мы рекомендуем отражать реализацию товаров ежемесячно. Правда, этим советом не должны пользоваться бухгалтеры, которые оценивают проданные товары по средней себестоимости. Такую себестоимость налоговики требуют рассчитывать по каждой сделке.

По мнению МНС, ежедневно надо составлять и регистр учета доходов текущего периода. Но и это пожелание будет только усложнять работу бухгалтера. По сути, данный регистр нужен лишь для обобщения доходов предприятия. А бухгалтеров призывают ежемесячно делать в нем около 30 записей по каждому виду доходов. Какое уж тут обобщение! Мы считаем, что регистр учета доходов тоже следует заполнять по итогам месяца. Это позволит одновременно и упростить учет, и правильно отразить все доходы.

"Кривые" прямые затраты

Прежде чем составлять регистры учета расходов, нужно выбрать метод расчета и списания затрат. Напомним, что с нового года все расходы делятся на прямые и косвенные. Первые распределяются между реализованными товарами и их остатком, вторые - уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу.

В статье 320 НК РФ сказано, что прямыми затратами торговых предприятий являются только расходы на доставку товаров, не включенные в их стоимость. Остальные расходы считаются косвенными, поэтому их надо сразу включать в затраты.

Приведем небольшой пример. Допустим, что в марте затраты, связанные с приобретением и продажей товаров, составили 250 000 рублей. В эту сумму входят и транспортные расходы в размере 5000 рублей. Предположим, что организация продала 60 процентов приобретенных товаров.

В данном случае косвенные затраты налогоплательщика составляют 245 000 рублей (250 000 - 5000). Эта сумма учитывается при расчете прибыли за март. В затраты за этот месяц включаются и 60 процентов транспортных расходов. Таким образом, расходы, уменьшающие мартовскую налогооблагаемую прибыль, составят 248 000 рублей (245 000 руб. + 5000 руб. х 60%).

Заметим, что первоначальная редакция статьи 320 НК РФ не предусматривает никаких особенностей для списания покупной стоимости товаров. Если воспринимать эту статью буквально, можно сделать вывод о том, что такие расходы относятся к косвенным.

Очередная оплошность законодателя может привести к абсурду. Представим, что торговая фирма возьмет в банке кредит и закупит товаров на год вперед. Руководствуясь статьей 320 НК РФ, бухгалтер сразу спишет на затраты всю стоимость приобретенных товаров. В итоге прибыль у предприятия может появиться, только когда эти товары будут реализованы. Соответственно в течение года налог на прибыль платить будет не с чего.

Однако такой способ списания затрат, хоть и соответствует статье 320 НК РФ, противоречит другим нормам кодекса. В частности, в статье 252 НК РФ говорится о том, что списывать можно только экономически оправданные затраты. А к таковым никак нельзя отнести расходы на приобретение еще не проданного товара. Значит, стоимость товара включается в затраты только после его реализации.

Разночтения двух статей НК РФ лишний раз доказывают небрежность налоговиков, работавших над этим документом. Противоречий легко можно было избежать, указав, что расходы на приобретение товаров не включаются в издержки обращения и списываются после их продажи. Впрочем, первые поправки к 25 главе НК РФ, которые уже рассматриваются в Госдуме, должны устранить эту несуразицу.

"Средняя", ФИФО и ЛИФО

Раньше большинство торговых организаций оценивало выбывающие товары по средней надбавке. Теперь определять расходы таким способом можно лишь в бухгалтерском учете. В налоговом учете затраты на реализованные товары рассчитать гораздо сложнее.

Во-первых, расходы надо определять отдельно по каждому виду товаров. Во-вторых, нужно выбрать один из трех способов расчета затрат на реализованные товары: ФИФО, ЛИФО и по средней себестоимости. Каждый их этих способов предусмотрен пунктом 1 статьи 268 НК РФ.

На наш взгляд, лучше всего оценивать выбывающие товары по методу ЛИФО. Ведь товары, приобретенные последними, обычно стоят дороже. Списав их в первую очередь, можно уменьшить и налог на прибыль, и налог на имущество.

Метод ФИФО выгодно применять, когда цена на товары снижается. Думаем, что в ближайшее время в России он будет непопулярен.

Не стоит оценивать реализованные товары и по средней себестоимости, ведь ее придется рассчитывать по каждому товару и по каждой сделке. А это очень трудоемко. Кроме того, использовать "среднюю" можно, только если удастся доказать невозможность применения других способов. Как это сделать, не сказано ни в Налоговом кодексе, ни в документах МНС России.

Непонятно почему, но пока торговым организациям нельзя оценивать проданные товары по фактической себестоимости. Этот запрет, по меньшей мере, нелогичен, ведь законодатель не разрешает использовать самый достоверный метод расчета. И это в то время, когда предприятиям других отраслей такое право предоставлено. В частности, все производственные предприятия могут оценивать израсходованные материалы по фактической себестоимости.

Возможно, проект новой редакции 25 главы НК РФ восстановит справедливость. Если его примут, списанные товары можно будет оценивать не только способами ФИФО или ЛИФО, но и по средней или фактической стоимости.

Регистров больше, чем расходов

Рассмотрим самые важные регистры учета расходов, предложенные МНС России. * Сначала все расходы предприятия должны быть зарегистрированы в первичных регистрах. К ним относятся:

- регистр учета расходов на оплату труда;

- регистр учета налогов, включаемых в состав расходов;

- регистр учета операций приобретения имущества и иных активов.

Названия первых двух регистров говорят сами за себя. Отметим только, что регистр расходов на оплату труда налоговики требуют вести по каждому работнику. Другими словами, они вынуждают бухгалтеров дважды отражать начисление одной и той же зарплаты. Мы считаем, что лишней работы можно избежать.

Привычную для всех расчетную или расчетно-платежную ведомость можно легко "превратить" в налоговый регистр. Для этого ее нужно чуть-чуть дополнить. В отдельной графе следует показать взносы в ПФР, начисленные на зарплату каждого работника. Они включаются в расходы на оплату труда (пп. 16 ст. 255 НК РФ). К расходам на оплату труда относятся и затраты на страхование от несчастных случаев на производстве. Они тоже заносятся в регистр, но указываются не по конкретным работникам, а по группам персонала.

Наконец, в расчетной ведомости следует показать, к какой категории относится тот или иной работник: к производственному или управленческому персоналу. Это требуется для того, чтобы правильно списать начисленную зарплату.

При покупке любого имущества нужно заполнять регистр учета операций приобретения имущества и иных активов. С некоторым допущением его можно назвать "сводной" накладной. В этот регистр вносятся дата приобретения товара, его количество и стоимость. Здесь же надо указывать условия приобретения имущества (предоплата, последующая оплата и т. д.).

Если торговая фирма приобрела основное средство, то данные из этого регистра переносятся в регистр информации об обЪекте основных средств, на основании которого заполняется регистр-расчет амортизации основных средств.**

Если же предприятием приобретены товары, то их количество и стоимость нужно указать в регистре информации о приобретенных партиях товаров. Налоговики требуют, чтобы в этом документе отдельно отражался каждый вид закупленных товаров. В регистре записывается поступление и выбытие каждой партии, а также выводится остаток товаров на конец месяца. Кстати, МНС рекомендует учитывать движение товаров в одном регистре, а рассчитывать их стоимость - в другом. На наш взгляд, этой рекомендацией можно пренебречь и отражать все операции в одном регистре. Качество учета от этого не пострадает.

Последним звеном в цепочке налогового учета товаров является регистр-расчет стоимости товаров, списанных в отчетном периоде. В нем обобщается вся информация о реализованных товарах. (ВСТАВКА 4)

ВСТАВКА 4

Как определить стоимость проданных товаров

Рассмотрим порядок списания проданных товаров на примере торговой фирмы "Сокол". Напомним, что предприятием было закуплено 20 компьютеров.

Первые 10 компьютеров были приобретены 1 марта по цене 24 000 рублей за штуку. Вторые 10 компьютеров куплены 7 марта, а цена одного изделия составила уже 25 000 рублей.

В марте организация реализовала 18 компьютеров на сумму 540 000 рублей. Предположим, что списанные товары оцениваются методом ЛИФО.

Общая покупная цена реализованных товаров будет равна 442 000 руб. (10 шт. х 25 000 руб. + 8 шт. х 24 000 руб.). Этот показатель определяется в регистре информации о приобретенных партиях товаров.

Дата закуп-ки пар-тии

Но-мер пар-тии

Наименова-ние товара

Приход

Цена еди-ницы товара, руб.

Информация о списании товаров

Остаток товаров

Ко-ли-чес-тво

Сумма, руб.

Осно-вание

Дата спи-са-ния

Ко-ли-чес-тво

Сумма, руб.

Ко-ли-чес-тво

Сумма, руб.

01.03

1

Компьютер

10

240 000

24 000

Торго-вые отчеты

31. 03

8

192 000

2

48 000

07.03

2

Компьютер

10

250 000

25 000

10

250 000

--

---

Итого за март

--

490 000

--

--

--

--

442 000

--

48 000

Мы привели только выдержку из регистра. На практике такие записи нужно делать по каждому товару. В дальнейшем информация о реализации товаров обобщается в отчетном регистре.

Регистр-расчет стоимости товаров, списанных в отчетном периоде.

Дата операции

Направление использования и обЪект учета

Наименование списанного товара

Количество

Стоимость, руб.

Март

Продажа покупного товара

Компьютер

18

442 000

Итого за март

--

442 000

Так заполняется регистр с учетом требований МНС России. Но, на наш взгляд, его можно упростить, указав лишь обЪект учета и общую стоимость всех реализованных товаров.

---------------Конец вставки 4

Практически все косвенные расходы в торговле отражаются в регистре учета прочих расходов текущего периода. Этот документ можно оформить в виде таблицы, состоящей из двух граф. В них следует записывать вид расхода и его сумму. Правда, МНС рекомендует фиксировать и дату операции. На наш взгляд, это требование является излишним (от даты расчет налога никак не зависит), поэтому достаточно указать месяц, за который заполняется регистр.

Транспортные расходы

Порядок списания расходов на доставку товаров по сравнению с прошлым годом не изменился. Их по-прежнему надо распределять между реализованными товарами и их остатками (ст. 320 НК РФ).

Допустим, что в начале марта на складе торговой фирмы "Альбатрос" находился остаток товаров на сумму 5000 рублей. Транспортные расходы, списанные на этот товар в феврале, составили 300 рублей. В марте предприятие приобрело товаров на 495 000 рублей. За их доставку было уплачено 19 700 рублей. Часть товаров удалось реализовать. Их покупная цена составила 447 000 рублей (все суммы указаны без НДС и налога с продаж).

Сначала надо определить транспортные расходы и затраты на приобретение товаров с учетом остатка на начало месяца. Общая сумма транспортных расходов составит 20 000 рублей (300 + 19 700), а стоимость закупленного товара - 500 000 руб. (5 000 + 495 000). Потом бухгалтер рассчитывает стоимость товаров, оставшихся на складе в конце месяца. Она будет равна 53 000 рублей (500 000 - 447 000). После этого нужно вычислить процент распределения транспортных расходов: это отношение транспортных расходов к общей стоимости приобретенных товаров. В данном случае мы получим 4 процента (20 000 руб. : 500 000 руб. х 100%).

Наконец, нужно списать транспортные расходы. На нереализованный товар приходится 2120 рублей (53 000 х 4%). Эту сумму нужно учесть в апреле. Остальные транспортные расходы уменьшают прибыль, полученную "Альбатросом" за март. Их сумма равна 17 880 рублей (20 000 - 2120).

Распределение расходов нужно указать в регистре-расчете транспортных расходов.

Дата опе-ра-ции

Транспор-тные расходы на остаток товара на начало ме-сяца, руб.

Транс-портные расходы за месяц, руб.

Остаток товара на начало месяца, руб.

Приоб-ретено товаров за месяц, руб.

Продано товаров за месяц, руб.

Оста-ток това-ров на конец меся-ца, руб.

Средний процент распре-деления транс-портных расходов

Транс-портные расходы на остаток товаров на конец ме-сяца, руб.

Транс-портные расходы на про-данный товар за месяц, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Март

300

19 700

5000

495 000

447 000

53 000

4%

2120

17 880

Упрощай, а то проиграешь

По мнению налоговиков, записи о реализации товаров в регистры нужно вносить ежедневно. Однако мы согласиться с этим не можем. Затраты организации, так же как и доходы, определяются в целом за месяц или за квартал. Значит, и регистр, в котором собираются расходы на проданный товар, достаточно заполнять раз в месяц. По идее, ежедневный учет продаж нужен для правильного применения методов ЛИФО или ФИФО. Но мы считаем, что "овчинка не стоит выделки". Проще определять реализацию товаров раз в месяц. А потом списывать проданные товары, используя выбранный метод. Ошибки не будет. (ВСТАВКА 5)

ВСТАВКА 5

Нарушения без последствий

Как пользоваться методами ФИФО или ЛИФО, если остаток товаров определяется только раз в месяц? Рассмотрим ситуацию на примере ООО "Беркут". Допустим, организация оценивает списанные товары способом ЛИФО. По состоянию на начало месяца на складе предприятия было 500 кг лимонов. Стоимость одного килограмма - 20 рублей. В первой половине месяца было закуплено 1000 кг лимонов на 21 000 рублей, а во второй - 3000 кг на 66 000 рублей. За месяц ООО "Беркут" продало 4100 кг лимонов.

Предположим, что все фрукты были реализованы в самом конце месяца. Следовательно, бухгалтеру нужно списать все вновь приобретенные лимоны, а также 100 кг (4100 - 3000 - 1000) из остатка. Покупная цена фруктов составит 89 000 руб. (66 000 руб. + 21 000 руб. + 100 кг х 20 руб.)

Разумеется, все эти расчеты в регистрах показывать не надо. Все равно налоговый инспектор не поверит в то, что весь товар был продан 30 числа. Поэтому в регистрах реализованный товар нужно распределить условно. Достаточно лишь следить за тем, чтобы в учете предприятия всегда отражался какой-то остаток товаров. Кроме того, придется сравнивать сведения о проданных товарах с показаниями ККМ.

Безусловно, такие действия законом не предусмотрены. Но многим налогоплательщикам просто не удастся организовать другой учет. Кроме того, у предприятий, упрощающих учет таким способом, прибыль будет подсчитана правильно.

---------------конец вставки 5

Но для некоторых организаций и такой учет вести довольно сложно. Многие налогоплательщики по-прежнему определяют расходы по средней торговой наценке. ПредЪявят ли налоговики какие-то претензии к этим предприятиям?

Прежде всего инспектор может сослаться на то, что рассмотренный способ не предусмотрен Налоговым кодексом. Это действительно так. Хотя проект изменений к 25 главе НК РФ и предполагает его применение, пока им пользоваться нельзя. Однако за неправильное ведение налогового учета штрафные санкции пока тоже не установлены. Оштрафовать фирму можно только за занижение прибыли. А чтобы доказать этот факт, инспектору придется лично определить покупную цену всего реализованного предприятием товара. Скорее всего, на такую работу у него не хватит времени, отведенного законом на налоговую проверку.

Инспектор может заявить и о том, что все расчеты необходимо отражать в налоговых регистрах. Но ведь его форму предприятие может разработать самостоятельно. В частности, оно вправе упростить форму регистра информации о приобретенных партиях товаров.

Предположим, ООО "Ласточка" ведет учет товаров только по продажным ценам. Бухгалтеру известны покупная стоимость остатка товара на начало месяца (10 000 руб.) и цена приобретенных товаров - 240 000 рублей. Общая продажная цена товаров с учетом остатка составила 312 500 рублей. Выручка от реализации товаров - 281 250 рублей.

За месяц было реализовано 90 процентов товаров (281 250 руб. : 312 500 руб. х 100%). Следовательно, на приобретение проданных товаров было израсходовано 225 000 руб. ((10 000 руб. + 240 000 руб.) х 90 %). Значит, закупочная стоимость остатка товаров на конец месяца составила 25 000 рублей (10 000 + 240 000 - 225 000).

Результаты расчетов заносятся в налоговый регистр. Упрощенная форма регистра информации о приобретенных партиях товаров будет выглядеть следующим образом:

Наименование группы товаров

Стоимость в закупочных ценах (руб.)

остатка на начало месяца

Закупленного товара

Проданного товара

остатка на конец месяца

Все товары

10 000

240 000

225 000

25 000

В заключение отметим, что предприятие вправе вести учет по группам товаров. Например, можно раздельно учитывать одежду и обувь, молочные и мясные продукты, стиральные порошки и парфюмерию. Это повысит достоверность расчетов, особенно если торговая наценка на разные группы товаров существенно отличается. Но такой учет потребует больше времени.



* О том, как разработать приказ о налоговой учетной политике читайте в декабрьском номере журнала "Практическая бухгалтерия".

* Порядок составления налоговых регистров подробно рассмотрен в февральском номере журнала "Практическая бухгалтерия".

*** О налоговом учете основных средств читайте в мартовском номера журнала "Практическая бухгалтерия".

Комментарии

5
  • Хранитель_врат
    Отличная статья для бухов, кто работает в магазинах!
  • Хранитель_врат
    редко встретишь такие подробные практические рекомендации, большое списибо.
  • Хранитель_врат
    Статья просто супер,спасибо большое автору.
    Налоговый учет буду строить именно так как рекомендует
    Артем РОДИОНОВ