Налоги, будучи составной частью финансовой системы любой страны, в целом должны подчиняться ее законам и правилам. Иначе их основные функции (регулирующая, фискальная, распределительная и контрольная) не будут в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи. Например, когда страна переживает экономический рост, растут доходы субъектов хозяйственной деятельности, то и сбор налогов (как прямых, так и косвенных), как правило, увеличивается.
Налоги, исчисляемые по адвалорным ставкам, прямо связаны с увеличением налоговой базы, специфические ставки увеличиваются путем принятия соответствующего правового акта. Иногда законодатель (либо иной уполномоченный орган), преследуя определенные экономические (а бывает, и политические) цели, целенаправленно снижает налоговое бремя путем уменьшения размера ставок, введения дополнительных льгот и т.п. Однако, как, оказалось, встречаются и иные ситуации.
В соответствии с НК РФ Министерством экономического развития и торговли осенью этого года были изданы два Приказа – от 22.10.2007 № 357 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» на 2008 год» и от 19.11.2007 № 401 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2008 год». Величина первого коэффициента составила 1,34; второго – 1,081.
При этом стоит отметить, что для УСН «…величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее…» (п. 2 ст. 346.12). Также эти коэффициенты служат для расчета величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающего право на применение УСН.
Таким образом, строго формально выполняя нормы законодательства, налогоплательщик в 2008 году может получить доходы, не теряя при этом право на применение УСН, в размере 37 648 962 рубля (20 000 000 Х 1,132 Х 1,241 Х 1,34). Точно такая же ситуация имела место годом ранее, когда чиновники, невнимательно изучив законодательный акт, установили величину индекса-дефлятора на 2007 год исходя не из роста потребительских цен за 2006 год, а нарастающим итогом за период 2005 – 2006 г.г. Тогда ситуацию попытался исправить Минфин, направив Письмо от 08.12.2006 № 03-11-02/272, суть которого сводилась к тому, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год (1,241) уже установлен с учетом ранее действующего коэффициента-дефлятора на 2006 год (1,132). Аналогичное мнение было высказано и в ряде более поздних писем.
Не оспаривая «экономическую справедливость» подобной точки зрения, ее правовая основа, мягко говоря, не бесспорна. Нам, к сожалению, не известны случаи налоговых и судебных споров по данному поводу. Возможно, налогоплательщикам проще прогнозировать и регулировать свои финансовые потоки с целью соблюдения действующих (в редакции Министерства финансов) ограничений, чем «идти напролом».
Прямо противоположная картина наблюдалась при утверждении коэффициента-дефлятора для плательщиков единого налога на вмененный доход. В соответствии со статьей 346.27 «…К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде…» и далее: «…базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2…» (п. 4 ст. 346.29). То есть никаких иных расчетных действий (учитывающих инфляционный фактор) при исчислении налоговой базы налогоплательщик делать не обязан. Законодатель с этой целью специальной употребляет термин «за предшествующий период» (на наш взгляд, все же с момента вступления в силу главы 26.3, хотя само словосочетание стало употребляться начиная с редакции 2006 года), в отличие от «предшествующий календарный год» для УСН.
Несмотря на это, Министерство экономического развития упорно, начиная с 2004 года, при установлении К1 учитывает инфляцию только за последний год, в результате чего единый налог с каждым годом (за исключением 2006) за счет этого фактора продолжает снижаться относительно прошлогоднего. Ну чем не налоговый рай!
До поры до времени Минфин не предпринимал попыток вмешаться в ситуацию. Тем более что в 2005 году снижение К1 было компенсировано уже законодателем путем увеличения базовой доходности. Однако в прошлом году, когда на этот резервный источник рассчитывать не приходилось, несколько позже появления комментариев по применению коэффициента-дефлятора плательщиками УСН, Министерством финансов было опубликовано Письмо от 02.03.2007 № 03-11-02/62, в котором оно высказалось о необходимости расчета К1 на 2007 год путем перемножения коэффициентов за 2006 и 2007 года. С точки зрения, во-первых, справедливости налогообложения для плательщиков этого спецрежима относительно прочих, во-вторых, пополнения казны (при разработке бюджета, мы думаем, предполагалось все-таки не уменьшение сборов по ЕНВД), шаг вроде бы оправданный. Однако абсолютно незаконный. В дальнейшем это признал и сам Минфин, издав Письмо от 29.05.2007 № 03-11-02/151, в котором отказался от своих требований и предложил налогоплательщикам пересчитать сумму ЕНВД за первый квартал в сторону уменьшения.
Последует ли реакция Министерства финансов на Приказ МЭРТ № 401 в этом году? Ведь при планируемой инфляции в размере 12% снижение единого налога составит 1,4% относительно прошлогоднего.
Кому этого покажется мало, могут вообще не применять повышающий коэффициент К1. Дело в том, что, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р (во исполнение статьи 346.27 НК РФ) Минэкономразвития России обязано публиковать значение коэффициента-дефлятора на следующий год не позднее 20 ноября. Однако Приказ № 401 был опубликован в «Российской газете» только 8 декабря 2007 года. Насколько это нарушение суды будут рассматривать как существенное (в случае возникновения споров) покажет только арбитражная практика.
И в первом и во втором случаях больше поражает и возмущает не столько реакция Минфина (в конце концов, у каждого своя работа), сколько профессиональная некомпетентность чиновников МЭРТ России. Более того, насколько нам известно, ни одного разъяснения или комментария по сложившейся ситуации в средствах массовой информации это ведомство не опубликовало. Может быть, мы дождемся его на этот раз?
Министерству финансов тоже бы хотелось задать один, но очень важный вопрос: согласовывались ли с ним упомянутые Приказы (как того требует Распоряжение № 1834-р), и если да, то почему оно своевременно не внесло в них свои корректировки? Ведь страдает, в конце концов, бюджет.
Автор - главный налоговый консультант, заместитель руководителя Группы компаний «Фабер Лекс».
Начать дискуссию