Если фирма использует в своей деятельности автотранспорт, то расходы на горюче-смазочные материалы она может относить на себестоимость. Нерешенным остается только вопрос об их размере, ведь у компаний и чиновников на этот счет разные мнения. Решить проблему поможет ведущий консультант отдела консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Мария Антонова в статье, написанной специально для журнала «Практическая бухгалтерия».
Мария Антонова
Без границВ настоящее время налоговые и бухгалтерские нормативные акты не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, которые связаны с использованием ГСМ при эксплуатации автомобилей.
Напомним, что к горюче-смазочным материалам относятся прежде всего топливо (бензин и солярка), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла) и специальные жидкости (тормозные, охлаждающие).
Согласно главе 25 Налогового кодекса расходы на содержание служебного транспорта, включающие в себя и приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Важным моментом является то, что налоговое законодательство не ограничивает расходы на содержание служебного транспорта какими-либо нормами, поэтому для целей налогообложения предусматривается списание расходов на топливо и смазочные материалы по фактическим затратам. Не стоит забывать, что они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но в недавно вышедшем Письме Минфина России 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640 говорится, что затраты на покупку бензина для служебных автомобилей можно списать лишь в пределах норм, установленных Минтрансом России.
Налогоплательщику в отношении автомобилей, по которым нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, следует руководствоваться соответствующей технической документацией и/или информацией, которая предоставляется изготовителем автомобиля.
Финансисты предлагают фирмам использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года и приведены в Руководящем документе Р3112194-0366-03. Абзацем 2 раздела «Общие положения» этого документа установлено, что указанные нормы предназначены, в частности, для осуществления расчетов по налогообложению предприятий. При этом расходы на покупку бензина для служебных легковых автомобилей должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса и могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами.
Однако в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса говорится об ограничении расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. Соответствующие нормы утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. При этом относительно расходов на содержание служебных автомобилей в Налоговом кодексе ничего не сказано. К тому же Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).
Расходы на содержание служебного транспорта, в том числе на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, оснований для применения в целях налогообложения норм, установленных Минтрансом, нет. Поэтому затраты на приобретение топлива налогоплательщик вправе учитывать в полном объеме.
При этом требование обоснованности подталкивает организацию к разработке и утверждению собственных норм расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется в производственной деятельности с учетом его технологических особенностей. Однако подобная мера, безусловно, не является обязанностью.
Если фирма разрабатывает собственные нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей для транспорта, который используется для производственной деятельности, то порядок расчета таких норм ей следует закрепить в своей учетной политике.
При разработке собственных норм фирма может исходить из технических характеристик конкретного автомобиля, времени года, актов контрольных замеров расхода топлива и смазочных материалов на километры пробега, составленных представителями организаций или специалистами автосервиса по ее поручению, и др. Также можно учитывать при их создании сезонные колебания потребления топлива и другие корректирующие коэффициенты. Именно эти нормы и будут использоваться организацией как экономически обоснованные для целей списания ГСМ, равно как и для налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Заметим, что в данном случае фирма может ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России от 29 апреля 2003 года.
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета списания расходов на ГСМ на конкретном примере.
Водитель генерального директора ООО «Ветерок» получает из кассы под отчет денежные средства в размере 2000 руб. для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов на сумму 1600 руб. за отчетную дату.
При этом списание бензина происходит по нормам, утвержденным в учетной политике организации, на основании путевых листов и актов списания топлива, которые сдаются в бухгалтерию организации.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:
Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса»
— сотруднику выданы денежные средства для оплаты ГСМ (2000 руб.).
Дебет 50 «Касса» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
— возвращена сотрудником неиспользованная сумма денежных средств (2000 руб. — 1600 руб.).
Дебет 10-3 «Топливо» Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
— отражена стоимость приобретенных ГСМ (1600 руб.).
Дебет 20 (23, 26, 44) «Основное производство» Кредит 10-3 «Топливо»
— стоимость бензина, израсходованного сотрудником, отнесена на расходы организации (1600 руб.).
Поскольку данный расход бензина соответствует нормам, которые утверждены организацией в учетной политике, то вся сумма расходов принимается в целях налогообложения прибыли.
Итак, все вышеперечисленное позволяет сделать нам вывод о том, что фирма, которая понесла затраты на приобретение топлива для служебного автотранспорта, при расчете налога на прибыль вправе либо применять нормы, утвержденные Руководящим документом, как рекомендует Минфин России, либо разработать свои собственные нормы, закрепив данный порядок в своей учетной политике. Также она имеет право учитывать расходы в уменьшение налоговой базы в полном объеме. В этом случае ей надо быть готовой к возможным спорам с налоговой инспекцией, а также к отстаиванию своей позиции в суде.
Начать дискуссию