Бухгалтерский учет

После праздников. Список неотложных дел бухгалтера

В последнее время новогодние праздники превратились в новогодние каникулы. И очень нелегко вернуться к работе. Мы решили вам помочь. Напоминаем: в начале 2008 года бухгалтеру нужно…
В последнее время новогодние праздники превратились в новогодние каникулы. И очень нелегко вернуться к работе. Мы решили вам помочь. Напоминаем: в начале 2008 года бухгалтеру нужно…

Клименкова Лариса Викторовна

1. Сообщить о среднесписочной численности работников в налоговую инспекцию

До 20 января включительно все компании должны сообщить в налоговый орган по месту учета сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий календарный год1. Причем в этом году отчитаться должны все без исключения организации вне зависимости от численности работников2. Дело в том, что обязанность по сдаче сведений только компаниями с численностью более 250 человек действовала лишь в 2007 году3.

Напомним, что форма сведений утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.

2. Не забыть: с 2008 года НДС стал квартальным

Компании, для которых налоговый период по НДС был равен месяцу, до 20 января наступившего года включительно последний раз должны сдать налоговую декларацию за истекший месяц. С 2008 года вступил в силу пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, который внес изменения в статью 163 НК РФ. Согласно им с 1 января установлен единый для всех налогоплательщиков налоговый период – квартал.

3. Проститься с методом ЛИФО в бухучете

С этого года изменились правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов. А именно – нельзя оценивать МПЗ при их списании в производство методом ЛИФО. Он позволял определять стоимость МПЗ по себестоимости последних по времени приобретения.

Соответствующие изменения были внесены4 в ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Однако в налоговом учете метод ЛИФО остался. Поэтому хотим предупредить бухгалтеров: если в налоговом учете в 2008 году МПЗ оцениваются по методу ЛИФО, то в бухгалтерском следует отражать разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

4. Записаться на сверку расчетов в налоговой инспекции

Как показывает практика, перед сдачей годовой отчетности организации лучше сверить в налоговой инспекции расчеты по налогам, сборам, пеням и штрафам. Это поможет достоверно отразить расчеты с бюджетом в балансе. Ведь вполне может оказаться, что перечисленный налог или платеж не дошел до соответствующего бюджета. Поэтому за компанией может числиться задолженность.

Внимание! Налоговые органы не могут отказать вам в проведении сверки расчетов по личной инициативе. Это прямо предусмотрено подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ и пунктом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами5.

5. Сдать отчетность в ФСС

Все организации, в том числе работающие на спецрежимах, до 15 января 2008 года должны сдать в территориальное отделение ФСС России годовой отчет. Он представляется по форме 4-ФСС РФ6.

Обратите внимание, что в форму 4-ФСС РФ внесены изменения7. Они вступили в силу 12 октября 2007 года.

6. Установить лимит кассы на 2008 год

Ежегодно по соглашению с банком, в котором открыт расчетный счет, организации устанавливают лимит остатка наличных денежных средств в кассе. Делается это, как правило, в начале года. В обслуживающий банк подается соответствующий расчет, форма которого утверждена в приложении № 1 к положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П8.

Это важно! Если лимит кассы в организации не установлен, то он равен нулю (п. 2.5 положения от 05.01.1998 № 14-П). Следовательно, весь остаток наличных денежных средств в кассе на конец дня будет считаться превышением лимита. А за это предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 КоАП РФ. Для должностных лиц размер штрафа составляет от 4000 до 5000 руб., для организаций – от 40 000 до 50 000 руб.

7. Не забыть про стандартные вычеты

Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ работник может получить как на себя (400 руб. за каждый месяц), так и на детей (600 руб. на ребенка за каждый месяц). Вычеты предоставляются с начала календарного года и до тех пор, пока совокупный доход сотрудника, облагаемый по ставке 13%, не превысит установленного статьей 218 НК РФ лимита. Для вычета по сотрудникам лимит доходов равен 20 000 руб., а по детям – 40 000 руб.

Для получения вычета необходимо заявление сотрудника. Если работники при приеме на работу указали в заявлении конкретный год, например 2007, то заявление на вычет придется подавать ежегодно9. Лучше, чтобы в нем не указывался конкретный год, на который сотрудник заявляет право на вычет.

8. Провести ревизию договоров

Проверить срок действия договоров. Если он истек и по условиям договора автоматически не продлевается, а намерения о сотрудничестве остаются, нужно подписать с партнером дополнительное соглашение о пролонгации (продлении действия) договоров на новый год.

9. Проинвентаризировать «первичку»

Всем известно, что регистры бухгалтерского и налогового учета ведутся на основании первичных документов10. Отсутствие документа по какой-либо операции означает, что она не может быть отражена в обоих учетах. В результате организация рискует лишиться части расходов. Поэтому перед составлением отчетности лучше еще раз убедиться в наличии всех документов, а при необходимости предпринять меры по их получению.

10. Сменить режим и сообщить об этом в налоговую инспекцию

Тем организациям и предпринимателям, которые в 2007 году применяли упрощенную систему и решили с 2008 года перейти на общий режим налогообложения, следует подать уведомление в налоговую инспекцию. Сделать это нужно в срок не позднее 15 января11. Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, в редакции от 02.09.2005.

11. Заверить в налоговой инспекции книгу доходов и расходов

Плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны в течение года вести книгу доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н. Причем организациям и предпринимателям предоставляется право выбора: они могут вести книгу в бумажном или электронном виде12.

Книгу учета доходов и расходов нужно прошнуровать и пронумеровать. Она должна быть подписана руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), скреплена печатью организации, а также заверена подписью должностного лица налогового органа и удостоверена его печатью. Если книга ведется на бумажном носителе, то заверить ее в налоговой инспекции нужно до начала ведения. Если в электронном виде – то по окончании налогового периода (календарного года)13.

1) п. 3 ст. 80 НК РФ

2) письмо ФНС России от 09.07.2007 № ЧД-6-25/536@

3) п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4) приказ Минфина России от 26.03.2007 № 26н

5) приказ ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@

6) утв. постановлением ФСС России от 22.12.2004 № 111

7) постановление ФСС России от 21.08.2007 № 192

8) утв. Советом директоров Банка России от 19.12.1997 (протокол № 47)

9) письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-05-01-04/105

10) ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; ст. 313 НК РФ

11) п. 6 ст. 346.13 НК РФ

12) п. 1.4 приказа Минфина России от 30.12.2005 № 167н

13) письмо Минфина России от 08.02.2007 № 03-11-04/2/30

Автор - заместитель главного редактора журнала «В курсе правового дела»

Начать дискуссию