Налоги, взносы, пошлины

Составляется ли СБО?

Наше ОАО "Х" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, причем 100% акций находятся в федеральной собственности.

Наше ОАО "Х" создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, причем 100% акций находятся в федеральной собственности.

Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом уставный капитал ОАО увеличен путем выпуска по закрытой подписке дополнительных именных акций. Эти акции Российская Федерация оплачивает обыкновенными именными бездокументарными акциями девяти других ОАО. Все акции этих ОАО находятся в федеральной собственности. К нам в уставный капитал вносится 100% акций минус одна акция каждого из этих ОАО.

Обязано ли наше ОАО представлять консолидированную отчетность? На основании каких нормативных актов составляется такая отчетность?

Из вопроса следует, что ОАО "Х" приняло на баланс почти все акции (100% минус 1 акция) девяти других ОАО.

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Федерального закона 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 220-ФЗ, далее - Закон об АО).

Следовательно, в силу преобладающего участия ОАО "Х" в уставном капитале девяти ОАО в рассматриваемой ситуации все эти девять ОАО признаются дочерними обществами головной организации ОАО "Х". Управление дочерними организациями осуществляется через общие собра-ния акционеров, в которых ОАО "Х" имеет 100% голосов участия минус одну голосующую акцию.

В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность (далее - СБО). Она включает показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Такой порядок был установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утверждены Приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112 в редакции Приказа Минфина России от 12.05.1999, далее - Методические рекомендации).

Формы СБО разрабатываются головной организацией исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н (в редакции Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н), на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом типовые формы могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям СБО (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Поскольку СБО составляется на основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности головной организации и всех ее дочерних организаций (пункты 1.2, 3.1, 3.2 Методических рекомендаций), при ее составлении должны учитываться все обычно применяемые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Особо надо отметить, что при составлении сводной бухгалтерской отчетности дополнительно необходимо применять:

* Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н;

* Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н.

Напомним, что под информацией по операционному сегменту понимается информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг. Она подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

А информация по географическому сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

И. Макалкин, ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ"

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию