Налоги, взносы, пошлины

Охрана на фирме

Сохранить свое имущество и обеспечить безопасность сотрудников можно различными способами. Для бухгалтера здесь главное – правильно посчитать налог на прибыль и отразить расходы на охранные мероприятия в учете.

Сохранить свое имущество и обеспечить безопасность сотрудников можно различными способами. Для бухгалтера здесь главное – правильно посчитать налог на прибыль и отразить расходы на охранные мероприятия в учете.

Вся охранная деятельность в России регулируется нормами Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Статья 14 этого закона разрешает фирмам создавать собственные службы безопасности. Кроме этого можно заключить договор с охранным предприятием или просто поставить бронированные двери и сигнализацию непосредственно на пульт дежурного на милицейском посту.

Охрана в налоговом учете

Каким бы способом вы ни организовывали свою охрану, нужно позаботиться о том, чтобы расходы на нее отвечали требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Иначе их нельзя будет учесть при расчете налога на прибыль. В частности, они должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

При соблюдении всех условий затраты на охрану включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК).

Как обосновать необходимость охраны? В большинстве случаев достаточно оформить распоряжение руководителя фирмы о необходимости охраны на фирме. Поскольку затраты на охрану прямо указаны в Налоговом кодексе, дополнительных аргументов обычно не требуется.

Затем необходимо позаботиться о документальном подтверждении расходов на охрану.

Если вы привлекаете охранников со стороны, то нужно заключить договор с частным охранным предприятием (ЧОП) на оказание охранных услуг. Основные условия такого договора определены в законе № 2487-1. В частности, в нем указываются номер и дата выдачи лицензии охранной фирме. Кроме того, стороны оговаривают содержание предоставляемых услуг и сроки их выполнения, а также размер вознаграждения и ответственность сторон.

В договоре также устанавливается обязанность ЧОП представлять письменный отчет о результатах проделанной работы.

Помимо отчета фирма ежемесячно должна получать от ЧОП акт сдачи-приемки работ и счет-фактуру.

Чиновники не устают напоминать, что все первичные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (см. письмо УМНС по г. Москве от 1 апреля 2004 г. № 26-12/22902).

Кроме перечисленных документов налоговики любят требовать у фирмы подтверждение того, что ЧОП имеет лицензию. Причем указания ее реквизитов в договоре им бывает недостаточно – покажите копию. В этих требованиях они руководствуются пунктом 4 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса, утвержденных приказом МНС от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. Там указано, что охранная деятельность регулируется законом № 2487-1. А из этого закона следует, что она подлежит лицензированию.

С таким требованием чиновников можно поспорить. Безусловно, чтобы работать, ЧОП должно иметь лицензию. Однако к расчету налога на прибыль фирмы–клиента охранного предприятия это не относится. В Налоговом кодексе прямо не сказано, что для того, чтобы принять к учету расходы на охрану, у охранной организации должна быть лицензия. А значит, вы можете учесть такие затраты независимо от наличия у ЧОП лицензии. Такую позицию фирм поддерживают и суды (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2000 г. № А56-26106/99). Однако справедливости ради нужно отметить, что в подобных ситуациях возникает риск того, что сделку признают недействительной по статье 173 Гражданского кодекса. При этом такой вывод может сделать только суд.

Исходя из вышесказанного, лучше, конечно, попросить у ЧОП копию лицензии. Да и не жалко показать ее налоговикам, просто делать этого вы не обязаны.

Другое дело, если фирма создает свою собственную внутреннюю службу безопасности. Тогда непременным условием документального подтверждения затрат для вас станут лицензии ваших сотрудников. Причем их должны получить как руководитель охранной службы, так и каждый его подчиненный. Эти лицензии оформляются лично на каждого человека и являются их собственностью. Если фирма сама оплачивает лицензии, то на их стоимость следует увеличить доходы сотрудников. При этом при расчете налога на прибыль такие расходы не учитываются.

Бухгалтерский учет расходов на охрану

Затраты на охрану относятся к расходам по обычным видам деятельности. Поэтому в соответствии с пунктом 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, они списываются в том отчетном периоде, в котором были начислены.

Если фирма пользуется услугами ЧОП, то в бухгалтерском учете стоимость охранных услуг отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Пример

ООО «Пассив» заключило с частным охранным предприятием договор на охрану своего офиса. Фирма занимается торговлей. Договор начал действовать с 1 мая 2004 года. В соответствии с ним услуги по охране оплачиваются ежемесячно в размере 47 200 руб., в том числе НДС – 7200 руб.

В конце каждого месяца стороны подписывают акт приемки выполненных работ, ЧОП выставляет счет-фактуру. В этот же день услуги оплачиваются.

Акт за май подписан 31 мая 2004 года. В этот день бухгалтер «Пассива» сделал в учете записи:

Дебет 44 Кредит 60

– 40 000 руб. (47 200 – 7200) – отражены расходы на охрану за май;

Дебет 19 Кредит 60

– 7200 руб. – учтен НДС по охранным услугам;

Дебет 60 Кредит 51

– 47 200 руб. – оплачены услуги по охране;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 7200 руб. – принята к вычету сумма НДС по охранным услугам.

Расходы на содержание собственной службы безопасности учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Пример

ЗАО «Актив» имеет собственную службу безопасности. В отчетном периоде расходы на ее содержание составили 100 000 руб. В том числе:

– заработная плата охранников (с учетом ЕСН) – 80 000 руб.;

– амортизация основных средств, используемых при охране, – 20 000 руб.

Бухгалтер «Актива» отразил указанные расходы записями:

Дебет 26 Кредит 69, 70

– 80 000 руб. – начислена заработная плата сотрудникам службы безопасности (с учетом ЕСН);

Дебет 26 Кредит 02

– 20 000 руб. – начислена амортизация по основным средствам, используемым при охране.

В конце отчетного периода расходы на охрану списываются на счета реализации. В том случае, если организация занимается несколькими видами деятельности, расходы надо распределить между ними.

Мы купили «золото–бриллианты»

Если затраты на охрану связаны с покупкой имущества, то они увеличивают его первоначальную стоимость. Например, расходы на охрану имущества во время его доставки.

Это следует из пункта 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н, и пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.

В налоговом учете стоимость охраны, связанной с приобретением основных средств, нельзя списать сразу на затраты. Это следует из пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса. Такие расходы надо включить в первоначальную стоимость основных средств.

Пример

Московская фирма «Старт» приобрела самосвал КамАЗ в городе Набережные Челны. Его стоимость – 1 239 000 руб., в том числе НДС – 189 000 руб. При перегоне автомашины в Москву ее сопровождали сотрудники охранной фирмы. Стоимость их услуг составила 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб.

Покупку автомашины бухгалтер фирмы отразил в учете записями:

Дебет 08 Кредит 60

– 1 050 000 руб. (1 239 000 – 189 000) – отражена стоимость приобретенного самосвала;

Дебет 19 Кредит 60

– 189 000 руб. – учтена сумма НДС по самосвалу;

Дебет 08 Кредит 60

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – стоимость самосвала увеличена на величину расходов на охрану;

Дебет 19 Кредит 60

– 9000 руб. – учтена сумма НДС по охранным услугам;

Дебет 60 Кредит 51

– 1 239 000 руб. – оплачен приобретенный самосвал;

Дебет 60 Кредит 51

– 59 000 руб. – оплачены услуги охранной фирмы;

Дебет 01 Кредит 08

– 1 100 000 руб. (1 050 000 + 50 000) – введен в эксплуатацию приобретенный самосвал;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 198 000 руб. (189 000 + 9000) – принята к вычету сумма НДС по станку и охранным услугам.

Т.Н. Ковалева, эксперт АГ «РАДА

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию