Ремонт арендованного основного средства

При проведении строительно-монтажных работ по арендованному имуществу, у главного бухгалтера компании возник ряд вопросов...

Сергей Долгалев,
директор аудиторской компании АС-АУДИТ

http://www.as-audit.ru/

При проведении строительно-монтажных работ по арендованному имуществу, у главного бухгалтера компании возник ряд вопросов:

1. Что считать капитальным ремонтом основных средств

2. Как учитывать расходы на ремонт арендованного имущества, если его проводит арендатор

2.1 Расходы за счет средств арендатора
2.2 Расходы возмещаются арендодателем
2.3 Расходы возмещаются арендодателем с составлением первичных документов

3. Как учитывать такие расходы в налоговом учете

4. Рекомендуемая официальная литература

5. Рекомендуемые статьи и комментарии

1. Что считать капитальным ремонтом основных средств

Под капитальным ремонтом подразумевается проведение работ, которые требуют значительных затрат на восстановление существенных частей, элементов вещи в связи с их износом (ремонт крыши, замена перекрытий, ремонт отопительной системы и т.д.). Подобный ремонт предполагает проведение работ капитального характера, при которых производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим, то есть каменных и бетонных фундаментов зданий, труб подземных сетей, опоры мостов и т. п. При капитальном ремонте оборудования и транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата.

Налоговый кодекс не содержит специальной расшифровки в отношении указанного понятия, хотя и выделяет в отдельную группу капитальный ремонт как особо сложный и дорогой вид ремонта основных средств, длящийся в течение более одного налогового
периода. По умолчанию, если договором аренды не установлено иное, текущий ремонт должен производить арендатор, а капитальный - арендодатель (ст.616 ГК РФ).

2. Как учитывать расходы на ремонт арендованного имущества, если его проводит арендатор

Здесь может быть несколько ситуации: когда расходы по ремонту должен нести арендатор, когда такие расходы возмещает арендодатель, это должно оговариваться в договоре аренды и когда арендатор ремонтирует ОС и составляет документы на имя
арендодателя, оформляя операции по реализации ремонта арендодателю.

2.1 Расходы за счет средств арендатора

При отражении таких расходов в бухучете нужно руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Оно утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н. Согласно этому документу порядок отражения расходов на ремонт зависит от того, как используется арендованное основное средство. Как правило, такие объекты необходимы арендатору для осуществления основной деятельности. В таком случае расходы на их ремонт отражаются в бухучете в составе расходов по обычным видам деятельности. Так предписывает пункт 5 ПБУ 10/99. При формировании учетной политики в бухгалтерском учете предприятие может включать расходы на ремонт непосредственно в себестоимость по мере их возникновения.

Пример № 1
Организация арендует ОС. Договором аренды предусмотрено, что текущий ремонт ОС
арендатор за свой счет. Такой ремонт обошелся организации в 12 000 руб. (в том
числе НДС - 2000 руб.).
Бухгалтер организации должен сделать следующие проводки:
Дебет 26 (44) Кредит 60
- 10 000 руб. (12 000 руб. - 2000 руб.) - отражены расходы на проведение ремонта;
Дебет 19 Кредит 60
- 2000 руб. - учтен НДС со стоимости ремонтных работ;
Дебет 60 Кредит 51
- 12 000 руб. - оплачены ремонтные работы;
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19
- 2000 руб. - принят к вычету НДС со стоимости ремонтных работ.

2.2 Расходы возмещаются арендодателем

Как правило, расходы на ремонт, которые понес арендатор, засчитываются в счет арендной платы. Иными словами, производится зачет взаимных задолженностей.

Пример № 2
Тот же пример №1, но Договор предусматривает, что текущий ремонт ОС осуществляет
арендатор, а расходы на него возмещает арендодатель за счет причитающейся ему
арендной платы.
Арендная плата согласно договору - 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.) в
месяц.
Бухгалтер организации должен сделать следующие проводки:
Дебет 76 Кредит 60
- 12 000 руб. - отражены расходы на проведение ремонта;
Дебет 60 Кредит 51
- 12 000 руб. - оплачены ремонтные работы;
Дебет 26 (44) Кредит 76
- 15 000 руб. (18 000 руб. - 3000 руб.) - отражена арендная плата;
Дебет 19 Кредит 76
- 3000 руб. - учтен НДС со стоимости арендной платы.
После подписания акта зачета взаимной задолженности на сумму 18 000 руб. (в том
числе НДС - 3000 руб.) НДС по арендной плате можно принять к вычету:
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19
- 3000 руб. - принят к вычету НДС по расходам на аренду помещения.

2.3 Расходы возмещаются арендодателем с составлением первичных документов

В рассмотренном выше примере № 2 расходы на текущий ремонт помещения не учитываются при расчете налога на прибыль ни арендатора, ни арендодателя. Арендодатель может учесть расходы на проведение ремонта, возмещаемые им арендатору, только в том случае, если первичные документы будут выписаны на его имя. Однако арендатор, составляя первичные документы на имя арендодателя от своего имени, должен иметь в виду, что такая операция будет учтена как операция по реализации работ.

Пример № 3
Воспользуемся условиями примера № 1. Добавим, что впоследствии арендатор составил
первичные учетные документы от своего имени на имя арендодателя.
Бухгалтер организации должен сделать следующие проводки:
Дебет 26 (44) субсчет "Расходы по аренде помещения" Кредит 60 субсчет "Расчеты с
арендодателем"
- 15 000 руб. - отражены затраты на аренду помещения;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты с арендодателем"
- 3000 руб. - учтен НДС по затратам на аренду помещения;
Дебет 26 (44) субсчет "Расходы на ремонт помещения" Кредит 60 субсчет "Расчеты по
ремонту"
- 10 000 руб. - отражены затраты на проведение ремонта;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет "Расчеты по ремонту"
- 2000 руб. - учтен НДС со стоимости расходов на ремонтные работы;
Дебет 60 субсчет "Расчеты по ремонту" Кредит 51
- 12 000 руб. - оплачены ремонтные работы;
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19
- 2000 руб. - принят к вычету НДС со стоимости ремонтных работ.
На основании первичных документов, составленных от имени арендатора на имя
арендодателя, бухгалтер организации-арендатора делает в бухгалтерском учете
следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 12 000 руб. - отражена выручка от реализации работ;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" (76 субсчет "Расчеты по отложенному
НДС")
- 2000 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет.
После подписания акта зачета взаимной задолженности на сумму 12 000 руб. (в том
числе НДС - 2000 руб.) в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:
Дебет 60 субсчет "Расчеты с арендодателем" Кредит 62
- 12 000 руб. - проведен зачет взаимных требований;
Дебет 68 субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19
- 2000 руб. - принят к вычету НДС по расходам на аренду помещения.

Расходы на проведение ремонта отражаются в налоговом учете арендодателя. Так как в соответствии с договором расходы на ремонт должен осуществлять арендодатель, в бухучете арендатора они не могут быть отражены в составе расходов по обычным видам деятельности. Такие расходы учитываются в составе внереализационных расходов, то есть на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (п.12 ПБУ 10/99).

3. Как учитывать такие расходы в налоговом учете

Налоговый учет у двух разных ситуаций (когда расходы по ремонту должен нести арендатор и когда такие расходы возмещает арендодатель) также различен. Затраты отражаются у арендатора, если арендодатель не возмещает расходов по ремонту (Пример №1).

В налоговом учете расходы на проведение ремонта отражаются в составе прочих расходов. Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных ст.260 НК РФ. Для налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, расходы на ремонт признаются после их фактической оплаты (п.3 ст.273 НК РФ).

Налогоплательщик вправе создавать резерв на ремонт основных средств, если таковой длится более одного налогового периода. При этом можно предусмотреть одинаковый порядок создания и списания резерва в бухгалтерском и налоговом учете. Когда арендатор проводит ремонт своими силами, а арендодатель оплачивает его (возмещает расходы), такие затраты арендатору не следует включать в состав собственных расходов и учитывать при налогообложении прибыли (Пример №2). Арендатор не может учесть расходы на ремонт при исчислении налога на прибыль, если арендодатель возмещает ему расходы на ремонт (п.2 ст.260 НК РФ).

И, наконец, последний случай, когда договором аренды предусмотрено возложение обязанности по ремонту арендуемых объектов основных средств и иного имущества на арендатора с возмещением вышеуказанных расходов арендодателем, расходы на ремонт имущества, осуществленные арендатором, учитываются им в составе расходов в порядке, установленном ст.260 НК РФ, но в периоде возмещения вышеуказанных расходов арендодателем (Пример №3), когда арендатор «реализует» работы по ремонту ОС арендодателю.


4. Рекомендуемая официальная литература

1. НК ч.2 Статья 260 гл. 25 «налог на прибыль организаций». Расходы на ремонт основных средств

2. Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (с изменениями от 28 марта 2000 г.). Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2004 года. Однако в новой редакции Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н) (действуют с 1 января 2004г.) понятие «ремонта» не раскрывается.

3. Письмо Управления МНС по г. Москве от 13 мая 2002 г. N 24-11/21480

4. Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312).

5. Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279).Кроме того, классификация ремонтных работ по зданиям и сооружениям приведена в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. Оно утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 N 279, но действует до сих пор

5. Рекомендуемые статьи и комментарии

1. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина) - Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. Комментарий к статье 616

2. "Российский налоговый курьер", N 9, май 2003 г.

3. "Российский налоговый курьер", N 6, март 2003 г. Основные требования к взаимозачетным операциям

4. "Налоговый вестник", N 6, июнь 2003 г.

Начать дискуссию

НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар

Рамзан Кадыров просит защитить Wildberries от «рейдерского захвата»

Глава маркетплейса рассказала, что все планы по объединению компаний Russ и Wildberries были согласованы.

⚡️ Итоги дня: «ТВ Центр» оштрафуют за громкую рекламу, 39% компаний пользуются искусственным интеллектом, вместо хомяка предложили «тапать» Колобка

Подготовили обзор главных событий дня — 23 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

👌 Как подготовиться к налоговой проверке? Подробная инструкция по тому, как успешно пройти проверку любых проверяющих органов, в новом курсе «Клерка»

В 2024 году количество проверок и проверяющих органов выросло, к уже существующим контролирующим структурам добавились проверки Минтруда и миграционной службы. Предотвращать налоговые риски и минимизировать вероятность проверок научим на нашем новом онлайн-курсе «Проверки бизнеса-2024: налоговая безопасность и тактика защиты».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру