Интервью

Ревизоры бизнеса

Владельцы и руководители компаний, понимая, что на их предприятии воруют с размахом, порой не могут справиться с ситуацией и найти воров. На помощь в таких случаях приходят ревизоры бизнеса – компании, занимающиеся консалтингом по экономической безопасности. О том, как проводятся подобные проверки корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Антюхов, полковник запаса, партнер консалтинговой компании ЗАО «Практик Консалт».
Ревизоры бизнеса

Владельцы и руководители компаний, понимая, что на их предприятии воруют с размахом, порой не могут справиться с ситуацией и найти воров. На помощь в таких случаях приходят ревизоры бизнеса – компании, занимающиеся консалтингом по экономической безопасности. О том, как проводятся подобные проверки корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Александр Антюхов, полковник запаса, партнер консалтинговой компании ЗАО «Практик Консалт».

Александр Семенович, государство как-то борется с корпоративным мошенничеством?

Государство разбирается с хищениями в госучреждениях, борется с откатами среди чиновников и т.п. А проблема воровства на фирмах - это проблема самих бизнесменов. У нас ведь и в законе записано, что бизнесмен осуществляет свою деятельность на свой страх и риск.

 

Топ-менеджмент часто ворует?

Воруют. Причем у них такие возможности, что они одной операцией могут поставить фирму на грань уничтожения. Приведу пример. У фирмы есть какие-то оборотные средства. Исполнительный директор заключает договор на поставку сырья с условием 50% предоплаты. Штрафные санкции из договора убраны. Фирма проплачивает 30 миллионов рублей в качестве предоплаты. Настоящий договор, настоящие подписи, настоящие печати, настоящее платежное поручение, настоящая дебиторская задолженность в бухучете. Дебиторка не погашается почти год, сырья тоже нет. Через 11 месяцев 29 дней назад на счет фирмы упали 30 миллионов. Теперь попробуйте, предъявите что-нибудь директору, докажите откат этого руководителя. Он подписал договор в рамках своих должностных полномочий, все законно. Но при этом, оборотный капитал фирмы выведен в другую организацию, а фирме пришлось брать и обслуживать кредит. И она потеряла не только деньги, но и время, и заказчиков. Так что один нечестный человек с высокой должностью вполне может поставить фирму на грань уничтожения.

Говорят, что на Западе воровство среди рядовых сотрудников не распространено, а ворует в основном топ-менеджмент. У нас получается наоборот?

На самом деле, это не совсем так. Просто громкие разоблачения связаны именно с топ-менеджментом. А у нас воруют все. На одной из проверок мы обнаружили, что хищение на 7 миллионов долларов на предприятии было осуществлено семью группами общей численностью 35 человек. Но на такую же сумму хищение осуществил и один исполнительный директор. Он оформил на предприятие кредит, и перечислил деньги аффилированным лицам. То есть, мало того, что он положил на фирму кредит, так еще и его обслуживание! Сколько украли 35 жуликов за год, столько украл один менеджер за раз.

Кто вообще на наших предприятиях выполняет контрольные функции?

Старую систему контроля мы разрушили, а новую не создали, хотя считалось и предполагалось, что аудит заменит контрольно-ревизионные органы на предприятиях. Но на самом деле этого не произошло. Аудит выполняет триединую задачу, которая прописана в законодательстве, но там не упоминаются никакие контрольные функции и тем более не требуется передавать сведения в правоохранительные органы. Представляете, что скажет бизнесмен? Я должен нанять аудитора, заплатить ему деньги для того, чтобы он меня еще и «заложил» налоговикам и милиции?

Кроме того, аудит работает методом случайной выборки, то есть, по принципу - 5% или 10% документов выбрал, посмотрел, пальцем в небо ткнул, попал – хорошо, а если не попал?

А вы при проверках просматриваете все документы?

Мы проверяем полный пакет документов. Работа идет долго, 3-5 человек работают в течение 1,5-2 месяцев. Естественно, если фирма работает уже лет 10, то мы не проверяем досконально всю первичку. Мы будем проверять, как правило, год. И если мы найдем что-то, что говорит, что какой-то метод хищения использовался в предыдущем периоде, то мы по этому методу, именно по этому куску документов пойдем в более дальний период, а будем проверять его в полном объеме.

То есть, досконально проверить документы за 10 лет работы вообще невозможно?

Это нереально. Придется посадить в компании человек 50 проверяющих на много месяцев. Даже самый гениальный ревизор больше 1000 листов в день проверить не может. А1000 листов в день – это 3 бухгалтерских тома. Он просто физически будет не в состоянии качественно проверить эти документы и проанализировать их. Да даже пролистать столько тяжело!

Кроме того, ни один директор не готов заплатить за такую проверку. Поэтому мы работаем иначе. Мы знаем так называемые болевые точки, места, где нужно искать. Имеет значение и уровень подготовки: наши специалисты имеют по 25-30 лет ревизорской работы. Это очень серьезно.

Сколько стоит проверка среднего предприятия, на котором трудится, допустим, 200 работников?

Это работа 3-4 человек в течение месяца. Стоит она примерно 30-40 тысяч долларов.

Каким образом происходит проверка и анализ документов?

Есть два метода выявления хищений. Первый - мы начинаем проверять полностью всю документацию от начала и до конца на правильность оформления, логичность, законность проводки и так далее. То есть, мы идем от первичной документации и бухгалтерской отчетности и подтверждаем эту бухгалтерскую отчетность. Но это занимает очень много времени, нужно много людей и соответственно, цена работы больше.

Первый вариант – это бредень с мелкой ячейкой, когда вылавливается даже мелкая рыбешка, например, обнаруживаются фиктивные счета у водителей, подотчетных лиц. Второй вариант более быстрый и дешевый, но это уже бредень с крупной ячейкой, то есть мы определяем только основные направления хищений.

Во втором случае мы идем от бухгалтерской отчетности к первичным документам.

Мы анализируем бухгалтерскую отчетность за 3-4 года. В бухучете есть раздел «Анализ баланса по вертикали». Состоит он из следующего: в проценты переводятся все цифры, которые стоят в балансе, за несколько периодов. Также изучаем балансовые ведомости и главную книгу как основной бухгалтерский документ. Валюта баланса принимается за 100%, а все остальное переводится в процент по отношению к ней. И мы смотрим, как эти

цифры менялось в течение нескольких лет. То есть, каков состав этого баланса, какие затраты на зарплату, на сырье, на налоги.

Когда в балансе только цифра, цифра, цифра, его правильно прочитать нельзя, так как не понятно, что за этой цифрой стоит. А когда мы перевели цифры в процент, тогда мы понимаем соотношение затрат и доходов. И мы смотрим, как затраты на то же сырье менялись на протяжении 3-4 лет, были ли к этому объективные предпосылки. Грубо говоря, на основании вот этого перевода в проценты мы ищем нелогичности в балансе. И когда нелогичности обнаруживаются, мы идем к тем документам, которыми они прикрыты в бухучете. Таким образом мы выявляем стратегические методы оттока денежных средств.

Потом мы сверяем данные баланса с главной книгой. Теоретически что такое баланс? Это выписка из главной книги. А на практике нередко в главной книге одно, а в балансе другое. Ну, допустим, должно быть 96 миллионов, а стоит 69. Главбух при этом говорит: Извините, игра цифр, ошиблась. На самом деле, это, конечно, не ошибка, а главбух банально ворует, причем ворует вместе с директором, которые отдает команды и подписывает бумаги.

Как к вам относятся сотрудники предприятий при проверках?

Им неизвестно, чем мы занимаемся. Обычная легенда - консультанты по общеэкономическим вопросам. О том, что приехала ревизия, знает лишь руководство. Бывает, что директор может забыть договор с нашей компанией на столе, его прочитает уборщица какая-нибудь и через день всей фирме становится известно, что за проверка проходит. В договоре то написано «консалтинг по экономической безопасности»! Но это очень плохой вариант, и нам очень тяжело работать в такой ситуации. Мы стараемся никогда себя не расшифровывать. Люди должны понять, с кем они имеют дело только тогда, когда это дело уже закончится.

Что происходит в ситуациях, когда стало известно о том, что это не безобидная консультации, а ревизия?

Саботаж.

В чем он заключается?

Нам начинают с задержками предоставлять документы. Часть пропадает, часть бывает испорчена. Не дают нужной информации, не предоставляют вовремя транспорт - в общем, всячески мешают работать.

С одной стороны, иногда это и хорошо. Люди начинают делать ошибки, они спешат и т.д. А мы знаем где ловить и кого ловить. Но, с другой стороны, очень сложно работать. Люди замыкаются. Особенно сложно в маленьких городах, где на одном предприятии работают родственники, одноклассники, сватья, братья. Все и всё друг другу рассказывают, и естественно, получить информацию проблематично. Во всяком случае, это становится более затратным. Мы ее все равно получаем, конечно, но уже другими методами. Грубо говоря, начинаем покупать информаторов. Бывает и такое. Если собственник готов платить, если он готов идти на эти затраты, то мы готовы так работать, если же он не готов, то лучше держать истинную цель нашего визита на фирму в секрете.

Вы используете какие-то технические средства, чтобы поймать воров?

Иногда используем. Можно жучок поставить или камеру. Можно диктофон использовать. Иногда бывает так, что у фирмы есть свои технические средства, стоят на территории, например, камеры. Мы их просто перенаправляем, переориентируем на другие точки. Например, стояли камеры в цехе, мы изменили схему, переориентировали их на другие точки, и получили законными способами нужную информацию. Ту, на которую не обращали внимания работники службы безопасности предприятия. Допустим, камера смотрела на то, как ввозят и вывозят сырье, а мы стали смотреть, как закладывают сырье в процессе производства. И выяснилось, что закладывают меньше, чем положено.

Вы ищете информацию с расчетом на то, чтобы она потом была доказательной для следственных органов, или информацию, которая будет доказательной только для руководства компании?

Все зависит от того, какую задачу ставит перед нами заказчик. Но в принципе мы всегда ориентируемся на то, что эта документация должна быть доказательной для следственных органов. Мы даже в отчете пишем, что, например, вот этой и вот этой информации достаточно для возбуждения уголовного дела. Или этой информации недостаточно, нужно еще то-то и то-то. Мы даем факт, документальное подтверждение факта, денежную оценку этого факта и круг виновных лиц. А что с этой информацией делать, решает сам руководитель.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

3
  • Ильич
    Мой маленький опыт для маленькой компании.
    Розничная торговля продовольственными товарами - 4 магазина, оборот не более 5 миллионов в месяц. Директор - владелец бизнеса. Когда-то все начиналось с ларька. Учет на уровне того же ларька. Задача - наладить учет, чтобы посмотреть на реальное положение дел. Налаживаю на одном магазине. Выявляем кражи на 100 тысяч в месяц, то есть 10% от оборота.
    Мнение владельца - многовато будет. Она согласна - пусть воруют, но не так много. А я буду по-прежнему платить персоналу гроши.
  • CEBEP
    Цитата:
    Что происходит в ситуациях, когда стало известно о том, что это не безобидная консультации, а ревизия? Саботаж.
    Даже на своем предприятии, даже не ревизору а экономисту подразделения выше стоящего всегда суют палки в колеса! Не кто не хочет выходить из тени. Да и куда выходить без тени не проживешь в этом государстве, если не хочешь жить в нищете
  • Евгений Лактионов

    "руководству предприятия достаточно того, что ему предоставили ФАКТЫ. а закопает он воришку самостоятельно" - совершенно согласен. Способов закопать достаточно. Да и суд круг виновных лиц по готовому материалу легче установит.