Десять листов вместо трех
Новая форма расчета по ЕСН
Журнал Московский бухгалтер N 4 2002г.
Апрель 2002 года запомнится бухгалтерам надолго. Ведь им предстоит сдать сразу несколько отчетов по новым формам. В числе "приятных" новинок - измененный расчет авансовых взносов по единому социальному налогу. Теперь эта форма занимает целых 10 листов.
Не сдал отчет - спас дерево
Похоже, что налоговики всерьез решили поддержать отечественную полиграфию. Правда, не льготами, а дополнительными заказами на тиражирование своей "продукции" - многостраничных бланков отчетов и деклараций. ОбЪемы новых форм, разрабатываемых МНС России, растут, как на дрожжах. Если ситуация и дальше будет развиваться такими темпами, в России начнутся проблемы с древесиной. А бухгалтеров, не сдающих отчетность, можно будет смело зачислять в ряды добровольных защитников леса.
Последнее достижение МНС - новый расчет авансовых платежей по единому социальному налогу* (далее - Расчет). Раньше этот документ занимал три странички. Теперь он размещается на 10 листах. Причем составлять его нужно в трех экземплярах. Два расчета передаются в налоговую инспекцию (один из них налоговики пересылают в ПФР), а третий с отметкой инспектора возвращается бухгалтеру. Отчитаться за I квартал 2002 года нужно не позднее 22 апреля.
Содержание расчета представлено в таблице 1. С учетом приведенных в ней данных каждый налогоплательщик сможет определить, какие листы заполнять необходимо, а без каких можно обойтись.
Таблица 1
Состав расчета авансовых платежей по ЕСН.
Номер листа | Что указывается? | Кто заполняет? |
01 | Общая информация о работодателе | Все работодатели |
02 | Адрес российской организации и подразделения | Российские организации |
03 | Адрес и информация об иностранной организации | Иностранные организации |
04 | Данные работодателя - физического лица | Предприниматели, выплачивающие доходы физическим лицам |
05 | Приводится информация, нужная для расчета ЕСН. Указывается налог. | Все работодатели |
06 | ||
07 | Рассчитывается ЕСН, который записывается в листы 05 и 06. Приводится численность работников | Все работодатели |
08 | Определяется, может ли налогоплательщик применять регрессивную шкалу налога | Все работодатели. |
09 | Указываются выплаты инвалидам. Определяется, может ли предприятие использовать "инвалидные" льготы | Предприятия, выплачивающие доходы инвалидам. Организации инвалидов и созданные ими предприятия |
10 | Налогоплательщик указывает своих учредителей | Предприятия, уставный капитал которых состоит только из вкладов общественных организаций инвалидов |
Увеличив количество листов, налоговики почти не изменили требования к составлению расчета. Значит, комментировать каждую страницу не имеет смысла. Лучше остановиться на основных поправках к заполнению отчетности.
Одно и то же - по пять раз
Первые листы расчета знакомы всем бухгалтерам до боли. С недавних пор формы всех расчетов и деклараций начинаются одинаково - с титульного листа и общей информации о налогоплательщике. Несмотря на то что все эти сведения прекрасно известны налоговикам и представлять их каждый раз бессмысленно, бухгалтеров упорно вынуждают повторять одно и то же.
При заполнении первых четырех листов новой формы нужно обратить внимание лишь на два момента. Во-первых, на титульном листе нужно проставить код категории налогоплательщика. Большинство организаций указывают код 01. Код 02 записывают предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию. Код 03 присвоен индивидуальным предпринимателям. Во-вторых, лист 04 расчета заполняют только ПБОЮЛ. В большинстве же деклараций этот лист должны составлять и некоторые организации.
Сумма налога рассчитывается на пятом и шестом листах. Отметим, что в прошлом году этот расчет помещался на одной страничке. Но теперь налоговики требуют записывать каждый показатель по пять раз. Например, налоговую базу надо показывать нарастающим итогом с начала года, потом за последний квартал, а потом - отдельно за каждый месяц последнего квартала.
Несмотря на такую детализацию общий порядок составления расчета соответствует тому, что применялся раньше. Нужно учесть лишь несколько поправок.
По-новому надо заполнять строку 0100 расчета. Раньше здесь отражались все выплаченные суммы, даже если они не облагались ЕСН. Исключение было предусмотрено только для выплат за счет чистой прибыли. Эти выплаты вообще не указывались в расчете. Теперь строка 0100 заполняется в соответствии со статьей 237 НК РФ, то есть в нее нужно вносить все выплаты, с которых уплачивается ЕСН.
Суммы, которые не облагаются налогом, показываются в справочных строках (см. табл. 2).
Таблица 2
Отражение необлагаемых выплат в старой и новой формах расчета
Вид выплаты | Старая форма расчета | Новая форма расчета |
Средства, выплачиваемые из чистой прибыли | В расчет не вносились | Указываются справочно в строке 1000 листа 06 |
Суммы, не облагаемые по статье 238 НК РФ (государственные пособия и компенсации, страховые взносы за работников и т.д.) | Вносились в строку 100 и 200 расчета | Указываются справочно в строке 1100 листа 06 |
При заполнении расчета следует учитывать особенности отражения сумм, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам. С них не начисляется налог, подлежащий перечислению в ФСС России. В строке 0100 графы 5 (ФСС) эти выплаты не отражаются. Зато они вносятся в строку 1100 той же графы как выплаты, освобожденные от налогообложения по статье 238 НК РФ.
В остальные внебюджетные фонды и в федеральный бюджет ЕСН с этих сумм уплачивается. Следовательно, в расчете они отражаются "в обратном порядке": их следует записать в строку 0100 (по графам Федеральный бюджет и ФОМС), но не нужно вносить в строку 1100.
В особом порядке ЕСН начисляется не только в ФСС России, но и в федеральный бюджет. При расчете этой части налога строки 0100 - 0440 заполняются так же, как и по внебюджетным фондам. А вот по строкам 0500 - 0540 и 0600 - 0640 нужно показать данные, касающиеся только расчетов с федеральным бюджетом. В частности, в строках 0500 - 0540 показываются начисленные пенсионные взносы, которые уменьшают налог в федеральный бюджет. А сумма, которую следует заплатить в федеральный бюджет, вносится в строки 0600 - 0640.
Пенсионный фонд шутить не любит
Сумму налога, которую надо перечислить в федеральный бюджет, можно уменьшить на сумму налогового вычета (п. 2 ст. 243 НК РФ). Судя по названию строки 0500, можно сделать вывод, что таким вычетом являются платежи, начисленные в ПФР. Однако в листе 07 расчета предусмотрено, что вычет - это суммы, уплаченные в ПФР. Почему МНС России приравнивает друг к другу начисленные и уплаченные платежи, понять сложно. Кто-кто, а сотрудники этого министерства отлично знают, что начисленные налоги и сборы далеко не всегда поступают в бюджет или во внебюджетный фонд.
Так насколько же можно уменьшить часть налога, зачисляемую в федеральный бюджет? Ответ на этот вопрос надо искать не в форме расчета, а в Федеральном законе от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ. Именно этот документ внес последние поправки в порядок расчета ЕСН.
В статье 9 Закона N 198-ФЗ сказано, что ЕСН уменьшают не начисленные, а фактически уплаченные пенсионные взносы*. Эти взносы надо перечислить в ПФР не позднее дня, установленного банком для выдачи зарплаты за истекший месяц (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). Последний срок уплаты взносов - 15 число следующего месяца. В этот день их обязаны перечислить даже те, кто выдает зарплату позже.
Предположим, что сумма налога в федеральный бюджет будет уменьшена на сумму начисленных, но не уплаченных взносов. Тогда у предприятия появится задолженность по налогу, и ИМНС сразу начислит пени по ЕСН. А сотрудники ПФР к тому же взыщут дополнительные пени. На этот раз - за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов. В итоге организации придется заплатить двойные пени по одной и той же задолженности.
Надо отметить, что двойное начисление санкций (как и вообще двойное наказание за одно и то же нарушение) считается незаконным во всем мире. К сожалению, у нас это в порядке вещей, тем более что произвол по отношению к налогоплательщиком власти прикрывают красивым лозунгом "Защитим права пенсионеров и бюджетников".
Расчет ради расчета
Налоговики не ограничились простым изменением бланков, на которых размещался "старый" расчет, и разработали несколько новых листов.
Лист 08 должны заполнить все налогоплательщики. В нем рассчитывается средняя налоговая база на одного работника. Этот показатель определяется ежемесячно. Расчет надо выполнять, ориентируясь на пункт 2 статьи 241 НК РФ. Другими словами, определяя налоговую базу, не следует учитывать доходы наиболее высокооплачиваемых работников предприятия.
На наш взгляд, большинство работодателей можно было бы освободить от заполнения этого листа, ведь правом применения регрессивной шкалы могут пользоваться очень немногие налогоплательщики. Напомним, что пониженные ставки налога используются, когда средняя налоговая база на одного работника составляет 2500 и более рублей в месяц.
Эта пороговая величина определяется нарастающим итогом с начала года. Если хотя бы раз в году она будет меньше 2500 рублей, то фирма будет уплачивать ЕСН по максимальным ставкам до конца года. Однако заполнять восьмой лист все равно придется, правда по упрощенной форме. В таблице, предназначенной для расчета средней налоговой базы, достаточно будет поставить знак "Z", не делая никаких записей.
Кстати, работодатели, выплачивающие относительно высокую зарплату, тоже считают средний доход сотрудников не каждый месяц. О применении регрессивной шкалы налогоплательщики задумываются, только когда доход кого-либо из работников превысит 100 000 рублей. Именно в этом случае бухгалтер начинает определять среднюю налоговую базу. Если же таких доходов нет ни у одного сотрудника, то и расчеты не нужны.
По нашему мнению, правильнее было бы обязать работодателей заполнять лист 08 только после перехода на регрессивную шкалу. Да, в этот момент им пришлось бы сдать расчеты за весь период с начала года помесячно. Зато насколько упростилась бы задача остальных налогоплательщиков, которые в течение всего года уплачивают налог по максимальным ставкам! Им бы не пришлось каждый месяц выполнять заведомо ненужные расчеты, а каждый квартал - заполнять лист 08.
Больше льгот - больше хлопот
Листы 09 и 10 включают в себя три таблицы. Их заполняют налогоплательщики, использующие льготы, установленные пунктом 1 статьи 239 НК РФ.
Большинство льготников должны внести сведения только в первую таблицу листа 09. В ней указывается информация о доходах инвалидов. Напомним, что такие выплаты не облагаются ЕСН, пока годовой доход инвалида не превысит 100 000 рублей. В таблице надо указать фамилии таких инвалидов, номер и дату выдачи справки об инвалидности, группу и срок инвалидности. В этой же таблице отражается сумма, с которой не надо уплачивать ЕСН.
Бухгалтерам, работающим в организациях с большой численностью инвалидов, можно только посочувствовать. На оформление листа 09 у них уйдет немало времени. К тому же в таблице всего пять свободных строк. Значит, места в ней хватит лишь для того, чтобы внести информацию только о пяти инвалидах. Для отражения доходов других инвалидов придется заполнить еще один лист 09.
Девятый лист декларации также заполняют общественные организации инвалидов и учрежденные ими юридические лица. На листе 10 последние должны раскрыть информацию обо всех своих учредителях.
Особенности льготного расчета
При составлении расчета организации, имеющие право на применение льгот по статье 239 НК РФ, должны учитывать ряд особенностей. Например, саму сумму льгот они отражают по строкам 0200 - 0240 расчета. Кроме того, льготники в особом порядке начисляют налог в федеральный бюджет.
Работодатели, не имеющие льгот, рассчитывают эту часть налога как разницу между общей суммой ЕСН, начисленного в федеральный бюджет, и суммой пенсионных взносов. Те же, кто используют льготы, определяют налог иначе. Они должны умножить налоговую базу на ? ставки единого социального налога, начисленного в федеральный бюджет. Полученная сумма записывается в строках 0600 - 0640 листа 06.
Для чего нужен специальный расчет? Льготы, предусмотренные статьей 239 НК РФ, не учитываются при определении взносов в ПФР. Из-за этого с доходов некоторых работников не исчисляется ЕСН, но уплачиваются пенсионные взносы. На сумму этих взносов нельзя уменьшить сумму ЕСН, начисленную с доходов других сотрудников организации, ведь расчет налога производится отдельно по каждому работнику (п. 2 ст. 237 НК РФ).
Следовательно, налогоплательщики, имеющие льготы по уплате ЕСН, рассчитывают суммы пенсионных взносов и налога в федеральный бюджет по отдельности. Суммы, с которых начисляются платежи в ПФР, приводятся в строках 0100 - 0140 расчета. Здесь указываются практически все доходы работников, в том числе и заработки инвалидов. А единый социальный налог уплачивается только с сумм, показанных по строкам 0300 - 0340, где "льготируемые" доходы инвалидов не учитываются.
Для предприятий-льготников предусмотрены и специальные правила заполнения строк 0400 - 0440 листа 05. Данные, указанные по этим строкам, рассчитываются как сумма пенсионных взносов и налога, который надо заплатить в федеральный бюджет.
Допустим, что зарплата, начисленная сотрудникам ООО "Колос", составила 100 000 рублей. Рассмотрим два варианта начисления ЕСН в федеральный бюджет. В первом случае на предприятии не работают инвалиды, значит, оно не имеет льгот по уплате ЕСН. Во втором случае инвалидам было начислено 40 000 рублей. С этой суммы налог не взимается, но на нее начисляются взносы в ПФР. Сравним оба варианта (см. табл. 3).
Таблица 3
Строка расчета | Сумма, указанная в строке, руб. | |
Предприятием, не имеющим льгот | Предприятием - льготником | |
0100 (Общая сумма выплат) | 100 000 | 100 000 |
0200 (Льгота) | -- | 40 000 |
0300 (Выплаты, облагаемые ЕСН и взносами) | 100 000 | 60 000 (100 000 - 40 000) |
0400 (Начисленные авансовые платежи) | 28 000 (100 000 руб. х 28%) | 22 400 (14 000 + 8400) |
0500 (Взносы в ПФР) | 14 000 (100 000 руб. х 14%) | 14 000 (100 000 руб. х 14%) |
0600 (Налог в федеральный бюджет) | 14 000 (28 000 - 14 000) | 8400 (60 000 руб. х 14%) |
Свои особенности имеет и порядок заполнения листа 07. Напомним, что здесь плательщик должен указать ставки, по которым он начисляет ЕСН. Работодатели, не имеющие льгот, применяют общие ставки, приведенные в статье 241 НК РФ. Плательщики, пользующиеся льготами, указывают их только при расчете платежей во внебюджетные фонды.
Ставка для исчисления налога в федеральный бюджет принимается в размере ? от ставки, приведенной в НК РФ. Скажем, вместо 28-процентной ставки льготник записывает 14-процентную, вместо 15,8 процента -7,9 процента и т.д. Сумма налога, которая будет рассчитана по этим ставкам, должна соответствовать той, что отражена по строке 0600 листа 06. Здесь записан налог, подлежащий уплате в федеральный бюджет.
В заключение обратим внимание на явную ошибку, допущенную МНС России при составлении порядка заполнения расчета. Налоговики разЪяснили, что предприятия, имеющие право на льготы, вдвое уменьшают ставки ЕСН не только при расчете налога в федеральный бюджет, но и при определении сумм, предназначенных для распределения по внебюджетным фондам. Это неверно. Ведь часть налога, начисленного в ФСС и ФОМС, не уменьшается на сумму пенсионных взносов. Следовательно, ставки ЕСН, установленные для расчета налога во внебюджетные фонды, уменьшать нельзя.
* Форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом МНС России от 1 февраля 2002 г. N БГ-3-05/49
* Проблемы исчисления пенсионных взносов и ЕСН проанализированы в статье "Пенсионно-страховой беспредел", опубликованной в мартовском номере нашего журнала
Комментарии
7Класс фраза :)
Для Александра - а сдавать неполный отчет не получится.. Налоговая уже при сдаче годового декларации как щенков тыкала , что все листы должны быть заполнены.. При этом логично отправляла к инстукции , где это прописано черным по белому.. Так что лучше сдавать декларацию полностью , это не тот повод из-за которого стоит спорить с налоговиками...