Налоговые споры

Малозначительность нарушения как способ избежать санкций

Обнародовано постановление ФАС Северо-западного округа, в котором суд оценил совершенное организацией правонарушение как малозначительное и освободил ее от административной ответственности. Эксперты комментируют - это весьма распространенная практика. Так как же доказать незначительность нарушения?

Обнародовано постановление ФАС Северо-западного округа от 18 января 2008 г. по делу N А52-2259/2007, в котором суд оценил совершенное организацией правонарушение как малозначительное и освободил ее от административной ответственности.

Подобных случаев в арбитражной практике – масса. Поэтому рассказать о том, что такое малозначительность правонарушения и о том, как к ней относятся суды мы попросили эксперта компании «Консультант Плюс» Оксану Проваленко.

По ее словам, возможность такого освобождения предусмотрена ст. 2.9. КоАП РФ. Само же определение малозначительного административного правонарушения можно найти в актах высших судебных инстанций - Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и Постановлении Пленума Верховного Суда от 24.05.2003 N 5. Главное условие малозначительности правонарушения - это отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Никаких ограничений для применения ст. 2.9. КоАП РФ в законе нет. Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств малозначительным может быть признано административное правонарушение в любой области (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15.01.2008 N А17-5013/2005-22-2007, ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2008 Ф03-А04/07-2/5980, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.12.2007 N Ф04-8379/2007(40737-А46-7), ФАС Московского округа от 11.12.2007 N КА-А41/12763-07, ФАС Московского округа от 18.01.2008 г. N А52-2259/2007, ФАС Центрального округа от 18.12.2007 N А54-3027/2007).

Но даже если организации не удастся доказать малозначительность нарушения, всегда можно вспомнить о смягчающих обстоятельствах. Так, в ч. 1 ст. 4.2. КоАП РФ перечислены обстоятельства, которые смягчают административную ответственность, а в п. 1 ст. 112 НК РФ - налоговую.

«Важно помнить, - говорит г-жа Проваленко, - оба перечня не являются исчерпывающими, и суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, не названные в этих нормах (например, совершение правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий для бюджета, тяжелое финансовое положение организации, добровольную уплату части санкций, систематическую переплату налога в бюджет).»

Кроме того, в п. 3 ст. 114 НК РФ закреплено, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа, установленный за то или иное налоговое правонарушение соответствующей статьей, уменьшается не менее чем в два раза (причем выполнение этого требования является не правом, а обязанностью суда). А поскольку в Кодексе установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд вправе уменьшить ее и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 41, ВАС РФ N 9 от 11.06.1999). О том, как суды учитывают смягчающие обстоятельства при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2008. N А82-5165/2007-99, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.12.2007 N А19-6188/07-18-Ф02-9398/07, ФАС Дальневосточного округа от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4827, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26), ФАС Московского округа от 12.04.2007, 19.04.2007 N КА-А41/2552-07) и др.

Начать дискуссию