Законопроекты

Развитые промышленные регионы проиграют от бюджетной реформы

Из-за налоговых новаций — передачи центру 1,5 процентного пункта налога на прибыль и водного налога, отмены налога на рекламу, доведения федеральной доли налога на добычу полезных ископаемых с 80% до 95% — регионы, по расчетам ЦМАКП, недосчитаются 40-60 млрд руб.

Федеральный бюджет-2005, основные параметры которого одобрены правительством, способен спровоцировать резкий рост напряженности в региональных бюджетах. Такие выводы сделал ЦМАКП, проанализировав проект бюджета-2005. Положение субъектов Федерации усложнится, отмечает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП, из-за трех факторов — централизации налоговых доходов, сокращения доли федеральных трансфертов в ВВП и роста расходов на оплату социальных льгот, которые регионам вслед за федеральным бюджетом придется оплачивать не в натуральной форме, а деньгами.

Из-за налоговых новаций — передачи центру 1,5 процентного пункта налога на прибыль и водного налога, отмены налога на рекламу, доведения федеральной доли налога на добычу полезных ископаемых с 80% до 95% — регионы, по расчетам ЦМАКП, недосчитаются 40-60 млрд руб. Взамен Федерация возьмет на себя финансирование части социальных льгот. Однако до сих пор в масштабах всей страны льготы оплачивались всего на 40-45 млрд руб., к тому же большая часть льготников (ветераны труда, инвалиды) оставлены за регионами. На монетизацию льгот регионы потратят дополнительные 80 млрд руб., а от передачи части мандатов центру выиграют всего 20 млрд руб., считает Белоусов. Еще примерно 30 млрд руб. расходов потребует от территорий финансирование школ и профтехучилищ, которые раньше содержала Федерация. Общие потери регионов достигнут, по оценке ЦМАКП, 100-150 млрд руб.

Усугубляет ситуацию планируемое правительством сокращение бюджетной помощи регионам с 2,5% до 2% ВВП (примерно 90 млрд руб.). При этом методика распределения средств меняется, и на серьезную поддержку могут рассчитывать лишь самые низкообеспеченные регионы, констатирует Белоусов.

От перераспределения доходов и расходов сильнее всего проиграют не бедные территории, а зажиточные. Портрет “неудачников-2005” Белоусов рисует так: “Это регионы со средней бюджетной обеспеченностью (они получат меньше трансфертов), развитой промышленностью и торговлей (потеряют налоги) и высокой плотностью населения (большие затраты на компенсацию льгот). Больше всего этому профилю соответствуют старопромышленные области Урала, Поволжья и Центрального округа.

Начать дискуссию