По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, самое опасное экономическое преступление – это картель. И штрафы за такое преступление должны измеряться сотнями миллионов евро, как в Европе.
Как заявил Артемьев, картель – «это круче, чем мошенничество, лжепредпринимательство, незаконное предпринимательство и всё остальное».
В Европе ежегодно завершается около 40 судебных процессов по картелям со штрафами, измеряемыми в сотнях млн евро. «Самый маленький штраф был 150 млн евро, самый большой - 1,5 млрд. За однократное вступление в картель», - отметил Артемьев.
Артемьев рассказал, что для того, чтобы доказать сговор «нужно прямо представлять суду телевизионные, магнитофонные записи процесса переговоров фиксации цен. Если нет этих доказательств, невозможно суд убедить, так как бумаг никто не подписывает на эту тему».
«Поэтому мы сейчас находим эти картели либо по дурости участников картели (допустим, они собираются где-нибудь своей ассоциацией, и обсуждают цены, и еще стенограмма ведется при этом), либо по отчетности на финансовых рынках».
Отсутствие записи сговора также не мешает ФАС доказать вину участников. Артемьев рассказал об «экзотическом способе» доказать вину компаний, который был использован в деле против трех крупнейших мобильных операторов.
«Они для маленьких операторов установили тарифы по 1,10 руб. за трафик, а друг другу по 0,95 руб. В результате где-то 100 млн долларов они выкачали из "малышей", и в свою пользу распределили, - рассказал глава ФАС. - В суде эти компании утверждали, что не сговаривались».
Тогда ФАС попросила ученых рассчитать вероятность случайности такого события. По подсчетам получилось, что вероятность - 0,000001%. Суд вынес решение в пользу ФАС. «Две компании еще до суда признали свою вину, а вот Мегафон до сих пор платит нам порядка 100 млн рублей, и еще будет продолжать платить. Но если бы эти компании попались в Европе, они бы платили по 200-300 млн евро, причем каждая компания», - подчеркнул Артемьев.
Начать дискуссию