В ходе рекламной кампании фирмы зачастую раздают своим покупателям подарки. Налоговики считают, что в этом случае происходит безвозмездная передача прав собственности на товары, которую Налоговый кодекс признает реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК). А значит, с их стоимости нужно заплатить НДС.
Если вы решили не спорить с контролерами, рассчитайте налог исходя из фактической цены подарков (п. 2 ст. 154 НК). Лучше, чтобы она не отличалась от рыночной более чем на 20 процентов. В противном случае чиновники пересчитают цены и доначислят налог.
Про это ограничение можно забыть, если цена вашего товара зависит от сезонного спроса на него, истечения срока годности и т. д. Нередко подарки раздают именно по этим причинам. Таким образом компания старается стимулировать продажу других товаров (к примеру, новых или устаревающих моделей).
Чтобы обойти требование фискалов и не платить НДС, вручение подарков директор фирмы должен оформить специальным приказом. В нем нужно указать, что подарок получит не каждый желающий, а лишь тот, кто купит определенный товар. Конечно, налоговики попытаются спорить. Однако в суде вы наверняка выиграете. Аргументом послужит то, что затраты на рекламу выступают как расходы, связанные с производством и реализацией. И подобную передачу подарка судьи не считают безвозмездной (постановление ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03П). Значит, НДС со стоимости подарка платить не надо.
Это не мешает принять к вычету НДС, заплаченный поставщикам товаров, которые вы потом раздали как подарки. Но только если затраты на них в качестве рекламных включили в себестоимость товаров, покупка которых давала право на подарок.
Дмитрий СКОРОБОГАТОВ
Подари бюджету НДС
В письме от 15 июля 2004 г. № 24-14/47585 московские фискалы в очередной раз напомнили фирмам, что со стоимости подарков нужно платить НДС.
Начать дискуссию