Для крупнейших - стратегия особая

Концептуально новые подходы к налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков разработало МНС России. Об этом главное налоговое ведомство страны официально обЪявило на прошлой неделе.

Концептуально новые подходы к налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков разработало МНС России. Об этом главное налоговое ведомство страны официально обЪявило на прошлой неделе.

14 августа коллегия МНС России, специально созванная по вопросу "крупнейших", подтвердила, что существующая система контроля не устраивает как фискалов, так и предприятия, которые являются основными "поставщиками" бюджета.

Взамен министерство предложило новые принципы работы с крупнейшими налогоплательщиками.

Для начала, по мнению налоговиков, необходимо ввести в Налоговый кодекс РФ определение понятия "крупнейший налогоплательщик" и критерии отнесения к таковым. Напомним, что в сейчас в НК РФ есть только туманная норма, устанавливающая право МНС России определять особые правила постановки на учет крупнейших (ст. 83 НК РФ), а критерии принадлежности к этой когорте содержатся вообще не в кодексе, а в приказе МНС России от 10.08.01 N БГ-3-08/279.

Налоговики предлагают закрепить в НК РФ такую формулировку: крупнейший налогоплательщик это тот, которому в соответствии с законодательно установленными критериями присваивается статус налогоплательщика федерального значения, и устанавливаются специальные правила налогового администрирования.

В качестве критериев отнесения к крупнейшим налогоплательщикам МНС России предлагает рассматривать не только результаты финансово-экономической деятельности организации (как это делается сейчас), но и величину активов, которыми управляет головная организация холдинга, в состав которого входит рассматриваемая налоговиками организация.

Под специальными правилами налогового администрирования крупнейших МНС России подразумевает такую новую систему.
Во-первых, на налоговый учет в специализированной отраслевой налоговой инспекции должны вставать как сам крупнейший налогоплательщик, так и его головная организация (холдинг), причем независимо от ее места нахождения. По действующему порядку такая обязанность есть только у самого плательщика федерального значения.

Во-вторых, налоговики планируют создавать базы данных по финансовым и товарно-материальным потокам между взаимозависимыми налогоплательщиками (холдингами). Сведения для этих сводных баз данных планируется получать от различных контролирующих органов и отраслевых ИМНС, где состоит на учете один и тот же плательщик, занимающийся различными отраслями экономики.

И, в-третьих, МНС России планирует модернизировать и сам механизм налогового контроля. Например, налоговики намерены устраивать одновременные проверки крупнейших плательщиков, входящих в один холдинг.




Цифры:

По данным МНС России на 1 июля 2002 года в стране насчитывается 1257 организаций, которые подлежат налоговому администрированию в налоговых органах по работе с крупнейшими налогоплательщиками. Задолженность крупнейших плательщиков по федеральным налогам и сборам составляет сейчас 125,76 млрд рублей.


Газета "Учет, налоги, право"



Начать дискуссию