Из всего сделанного правительство особенно довольно ростом документооборота

На административной реформе в нынешней ее версии можно ставить крест.

Главная прелесть борьбы с бюрократией состоит в том, что ей можно заниматься бесконечно. Это утверждение справедливо, правда, только в том случае, если изничтожением бюрократии занимаются сами бюрократы, оставленные без общественного присмотра. А поскольку российские граждане предоставили российским же чиновникам полную свободу рук, то теперь населению остается только наблюдать за тем, как начальство пытается улучшить организацию собственной деятельности.

И называется это у нас административной реформой. Она могла бы стать главным политическим событием 2004 года, если бы не террористическая атака, «дело ЮКОСа», реформа избирательной системы и выборы на Украине, ставшие тщанием кремлевских умельцев в том числе и «внутрироссийским» делом. На успех административной реформы делало главную ставку то крыло путинского окружения, которое иногда называют прагматичным и даже «так называемым либеральным».

Изначальная ее цель была предельно благородна – освободить государство от излишних функций, выстроив при этом прозрачную и эффективную систему управления страной. Ради этого отправили в отставку правительство Михаила Касьянова и набрали новое во главе с Михаилом Фрадковым. Ради этого была начата масштабная реорганизация всех министерств и ведомств.

Последнее в уходящем году заседание правительства было посвящено как раз ходу ее реализации. Судя по реляциям, все хорошо и местами даже прекрасно. Завершен первый этап, заключавшийся в выявлении избыточных функций государства. В следующем году начнется второй, который будет состоять в разработке нормативно-правовых актов, «которые позволят ликвидировать избыточные функции государственных предприятий и учреждений». Кроме того, утвержден «типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». Задачей этого документа является «установление правил и порядка взаимодействий органов власти (министерств, федеральных служб и федеральных агентств) при исполнении своих функций и полномочий, а также установление единых требований к внутренней работе ведомств».

На самом деле после известия о составлении «типового регламента» на административной реформе в нынешней ее версии можно ставить крест.

Благие пожелания «кремлевских прагматиков» утоплены в ворохе бумаг и бумажек. Если вдруг покажется, что недостаточно, бумажек напишут вдвое, втрое больше. Такие операции, как реформа государственного аппарата, можно проводить либо быстро, либо никак. Стоит только дать бюрократу хоть немного времени – он выиграет. Как оно, собственно говоря, и произошло в 2004 году, когда процесс перестройки бюрократической реформы превратился в бюрократическое же шоу. С соответствующим высоким уровнем документооборота и обратно пропорциональным уровнем эффективности.

При этом можно быть уверенным, что никто о крахе административной реформы не объявит. Напротив, регулярно будут появляться сообщения о достижении очередных этапов, «успешном выполнении и реализации» и т. д. Сегодня ведь нет даже подробной информации о том, чем собственно занят управленческий аппарат. Вот, к примеру, Сергей Нарышкин, глава аппарата правительства, говорит, что в уходящем году руководимое им подразделение обработало и выполнило около 4 тысяч поручений правительства и президента. С уверенной гордостью сообщает, с чувством хорошо выполненного долга называют цифру.

4 тысячи обращений – это много или мало? Чего касались эти поручения – существенных вопросов или львиную долю бумаг составляла переписка о расходовании скрепок и нецелевом использовании интернета?

И, главное, какая была непосредственная польза от обработки 4 тысяч обращений президента и правительства

То, что случилось с административной реформой в 2004 году, – урок и для будущих реформаторов, и для тех, кто рассчитывает на благие последствия преобразований. Сами по себе бюрократы не способны измениться. На движение в правильном направлении можно рассчитывать только при подробном общественном контроле и даже давлении со стороны граждан и созданных ими политических структур.

В современном мире реформы сверху в чистом виде невозможны, успех могут гарантировать только совместные действия и сверху, и снизу.

Правда, для этого надо быть настоящими либералами. А не «так называемыми».


Начать дискуссию