Лицензии на нефтедобычу будут выдавать только компаниям глубокой нефтепереработки

Россия жизненно нуждается в скорейшей смене подхода к добыче и переработке нефти. Об этом на пресс-конференции «Будущее нефтегазового комплекса России» сообщил председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник.
Лицензии на нефтедобычу будут выдавать только компаниям глубокой нефтепереработки
Директор Института проблем нефти и газа Российской Академии наук Анатолий Дмитриевский. Фото ИА "Клерк.Ру"

Россия жизненно нуждается в скорейшей смене подхода к добыче и переработке нефти. Об этом на пресс-конференции «Будущее нефтегазового комплекса России» сообщил председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник.

С места события передает корреспондент ИА «Клерк.Ру» Сергей Васильев.

Юрий Шафраник выразил глубокую уверенность в том, что «почти никакие кризисы нефтегазовый комплекс не затронули и не затронут». В том смысле, что нефть, как сырье, будет нужна человечеству еще долгие годы. Но вот поступать со своей нефтью Россия должна совершенно иначе.

Нефтегазовый комплекс видится Юрию Шафранику единственной реальной базой и единственным локомотивом для технологической модернизации экономики – не на словах, а на деле. «Кроме добычи углеводородов, Россия не может сейчас производить ничего конкурентного», - напомнил он горькую правду. Зато развитие нефтегазового комплекса требует очень значительных научных разработок, и эти заказы, по его словам, «дают старт остальным направлениям».

А направлений развития здесь два. Первое – то, о чем давно говорят, это повышение степени передела добываемой нефти. Надо продавать не сырую нефть и газ, а продукты нефтехимии и газохимии высокого передела, которые увеличивают добавленную стоимость в сотни раз. Похоже, в этом направлении правительство, наконец, решило перейти от слов к делу.

На днях был опубликован проект нового закона «О недрах», - напомнил журналистам директор Института проблем нефти и газа Российской Академии наук Анатолий Дмитриевский.

В нем впервые сказано, что для получения лицензии на месторождение нефтяная компания обязана обеспечить переработку добываемого сырья. Есть и конкретные источники сырья, которые будут выставляться «на торги» уже по новым условиям. Речь идет о двух гигантских месторождениях общей емкостью в 140 миллионов тонн, - заявил Дмитриевский.

Эти месторождения были открыты еще в советское время, но их пока держали как стратегический резерв. Они очень удобно расположены в европейской части России – в северо-восточной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. По настоянию вице-премьера Игоря Сечина, описанные условия вписаны в лицензионные соглашения по ним еще до принятия нового закона, - сообщил Дмитриевский.

«Мы обязаны найти стратегических партнеров под строительство комплексов переработки, и должны четко понимать, что одних российских денег на них точно не хватит, - заметил Юрий Шафраник. – И правительство могло бы ввести специальные меры в поддержку разработки технологий переработки в России. Потому что если за государственные деньги мы будем покупать оборудование в Китае, я, как гражданин, этого просто не пойму».

Второе направление – это разработка новых методов добычи трудноизвлекаемой нефти. До сих пор 95% добываемой в России нефти (как и в Советском Союзе) – легкая, активная нефть, напомнил директор института. «Если мы не откроем новые месторождения такой же нефти и не разработаем технологии для добычи другой нефти - тяжелой, вязкой, то к 2017-2018 году можно ждать резкого падения добычи – на 80-100 миллионов тонн», - заявил он.

Анатолий Дмитриевский рассказал, что в самой труднодоступной части Оренбургского газоконденсатного месторождения открыто новый источник нефти – самый крупный за последние 20-25 лет. «Это новый вид нефти, мы его назвали матричной нефтью, - сообщил ученый. – Такая нефть плотно связана с матрицей породы, оттуда и название. Ее нельзя добыть привычным способом, можно только растворить».

«Это, конечно, более затратный способ, чем фонтанирующая скважина, - продолжил Дмитриеский, - зато эта нефть в связанном виде содержит всю таблицу Менделеева, в том числе редчайшие металлы. При ее растворении также освобождается газ и конденсат. Оценить экономические параметры добычи можно только после опытных промышленных испытаний ее переработки. Заранее ясно, что рентабельность будет очень высокой, но это принципиально новая нефтегазовая химия для страны».

Начать дискуссию