Налоговые органы теперь могут конфисковать имущество компаний, полученное в результате совершения «антисоциальных» и «безнравственных» сделок по минимизации налогов.
Согласно статье 129 Гражданского кодекса «сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности», является ничтожной, и весь доход, полученный от этой сделки, конфискуется в пользу государства. До сих пор эта статья никогда не применялась в налоговом праве и была «спящим законом», который, по словам управляющего партнера компании Timothy’s Legal Евгения Тимофеева, предполагался для вынесения наказания за торговлю людьми и человеческими органами. Однако на днях Конституционный суд признал правомерным применение этого пункта и в случае уклонения от уплаты налогов.
Прецедент для использования этой нормы создали налоговые органы, предъявившие претензии к трем башкирским нефтеперерабатывающим заводам: Ново-Уфимскому НПЗ, Уфимскому НПЗ и ОАО «Уфанефтехим». В 2001 году эти предприятия заключили с компаниями «Борт-М» и «Корус-Байконур», зарегистрированными в Байконуре, договоры об аренде своих мощностей. Налоговики же считают, что башкирские заводы на самом деле никому свои мощности не сдавали в аренду, а воспользовались налоговыми льготами, предоставлявшимися в то время байконурским структурам, то есть умышленно совершили «безнравственную сделку». Федеральный арбитражный суд постановил, что заключение этих договоров «преследовало цель уклонения от уплаты налогов, которая противна основам правопорядка и нравственности». Договоры были признаны недействительными, и полученная заводами арендная плата конфискована в пользу государства. А КС, признавший использование данной статьи в налоговом праве законным, окончательно развязал налоговикам руки.
Теперь формулировка статьи 129 ГК позволяет обвинить в «безнравственности» фактически любую компанию, подозреваемую в уклонении от уплаты налогов, и конфисковать ее доход от «антисоциальной» сделки вместе с дополнительными штрафами и пенями за нарушение налогового законодательства. Эксперты считают, что КС, по сути, дал налоговикам новую возможность усилить давление на бизнес. «Остается надеяться, что данный закон будет применяться не поголовно, а избирательно, и каждый раз в индивидуальном порядке рассматриваться в суде. Тогда у компаний остается шанс доказать свою правоту»,– отмечает юрист компании «Князев и партнеры» Петр Домбровицкий.
Конфискация за безнравственность
Налоговые органы теперь могут конфисковать имущество компаний, полученное в результате совершения «антисоциальных» и «безнравственных» сделок по минимизации налогов.
Начать дискуссию