Транспортный налог

Минфин подтвердил юридическую обоснованность транспортного налога

В Минфин РФ поступила просьба принять меры к отмене транспортного налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан.

В Минфин РФ поступила просьба принять меры к отмене транспортного налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан.

Налогоплательщик в своем письме отмечает, что транспортный налог не соответствует принципу всеобщности и равенства налогообложения, поскольку в состав объектов обложения транспортным налогом не включен, в частности, железнодорожный транспорт.

Кроме того, налоговая база транспортного налога - мощность двигателя - не отражает ни интенсивность использования дорог транспортным средством, ни его остаточную стоимость, являющуюся налоговой базой имущественного налога. То есть налоговая база транспортного налога установлена произвольно и не имеет экономических оснований.

Ведомство в ответном письме № 03-05-06-04/254 от 27.10.2010 отмечает, что транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.

При этом в соответствии с бюджетным законодательством субъектов РФ суммы, поступающие от уплаты транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных дорог, так и на другие цели.

Кроме того, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.

Что касается железнодорожного транспорта, то он в отличии от автомобильного, водного или воздушного транспорта не подлежит государственной регистрации.

Как отмечают специалисты Минфина, установленный в главе 28 «Транспортный налог» НК РФ в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства, наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

В связи с этим установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах, - считает Минфин.

Кроме того, ведомство напоминает, что вопрос о соответствии главы 28 Кодекса Конституции РФ неоднократно рассматривался в Конституционном Суде РФ. При этом каких-либо противоречий положений главы 28 Кодекса Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено.

Начать дискуссию