Учет займов и кредитов

Отмена ускоренной амортизации подкосит восстанавливающийся рынок лизинга

Предложенная Минфином отмена ускоренной амортизации способна нанести удар как по получателям оборудования, так и по лизинговым компаниям, и банковской сфере, с которой они тесно взаимосвязаны.

Предложенная Минфином отмена ускоренной амортизации способна нанести удар как по получателям оборудования, так и по лизинговым компаниям, и банковской сфере, с которой они тесно взаимосвязаны.

Об этом на конференции «Лизинг в России – 2010» заявил президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2010 года: хрупкое восстановление» показало, что за 9 месяцев 2010 года объем новых сделок по лизингу в России вырос в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года: 420 миллиардов рублей против 185 миллиардов.

Факторами восстановления стали стабилизация в экономике, рост доступности финансирования, ну и, наконец, эффект прошлогодней «низкой базы».

Первое место по объему нового бизнеса заняла компания «Сбербанк лизинг», на втором месте «ВЭБ-лизинг», на третьем – «ВТБ лизинг».Совокупный лизинговый портфель увеличился на 7% и составил 1 040 миллиардов рублей, пишет «Эксперт РА».

По итогам года объем новых сделок может составить 550-580 миллиардов рублей (прирост к 2009 году - 75-85%). Это в 7 раз превысит прошлогодние пессимистичные ожидания участников рынка.

Тем не менее, до устойчивого положения рынка еще далеко: спрос на лизинговые услуги остается уязвимым, финансовое положение лизингополучателей улучшается медленно, сроки планирования сделок остаются короткими. А главной угрозой остается возможное принятие в качестве закона инициативы Минфина отменить ускоренную амортизацию, полагает президент Ассоциации региональных банков, депутат Госдумы Анатолий Аксаков.

«Я был автором действующего закона о лизинге, - напомнил Аксаков собравшимся. - Потом мы вместе боролись за сохранение ускоренной амортизации при рассмотрении закона о налоговом кодексе. Тогда нам даже удалось убедить Минфин, что оборудование, используемое во вредной среде, должно иметь еще более повышающие коэффициенты. И когда вопросы были решены, я подумал, что моя миссия как депутата закончена.

Но нынешняя инициатива Минфина вызывает большое удивление на фоне разговоров о модернизации. От нее пострадают главным образом отрасли, важные для инновационного развития. В Госдуме в ближайшее время состоится дискуссия на эту тему с представителями Минфина и Минэкономразвития. Должен быть разговор на языке цифр. Я уверен, что если удастся донести до депутатов аргументированную позицию, такое решение не пройдет».

«Минфин озабочен повышением сбора налогов - это всем понятно, - заметил заместитель гендиректора ЗАО «Сбербанк лизинг» Сергей Клишо. - Отмена ускоренной амортизации действительно приведет к кратковременному увеличению налога на прибыль, вырастут сборы налога на имущество. Но проблема в том, что у государства отсутствует системное мышление, предвидение хотя бы лет на 15-20 вперед. А в этой перспективе, и даже раньше, эффект будет отрицательным».

В противостоянии с Минфином банки должны объединиться с лизинговыми компаниями, призвал Клишо. Если лизинговые компании начнут банкротиться, а остальные массово обратятся за реструктуризаций кредитов, это, по его словам, нанесет сильнейший удар по еще неокрепшей после кризиса банковской системе.

Сейчас общий объем кредитов, выданных банками на срок дольше трех лет, составляет 4,8 триллиона рублей. Лизинговое сообщество - одно из крупнейших заемщиков.

Начать дискуссию