Детектор лжи: добровольцы есть?

Возникнут ли у вас приятные ассоциации при упоминании обследования на детекторе лжи? А если в связи с этой "игрушкой" речь пойдет о налоговой полиции? Десятого февраля Минюст России зарегистрировал приказ ФСНП России от 24.09.02 № 426 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции". При проведении этого исследования (полицейские его именуют СПФИ) ФСНП намерена использовать такое техсредство, как полиграф. А это не что иное, как детектор лжи.

Детектор лжи: добровольцы есть?

Галина РОВКИНА



Возникнут ли у вас приятные ассоциации при упоминании обследования на детекторе лжи? А если в связи с этой "игрушкой" речь пойдет о налоговой полиции?

Десятого февраля Минюст России зарегистрировал приказ ФСНП России от 24.09.02 № 426 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции".

При проведении этого исследования (полицейские его именуют СПФИ) ФСНП намерена использовать такое техсредство, как полиграф. А это не что иное, как детектор лжи.

Сама по себе эта новость настолько неприятна, что требует успокоительного. В качестве "лекарства" остается только привести из полицейской инструкции ряд положений, которые как бы призывают не бояться полиграфа.

СПФИ объявлено добровольным и гласным оперативно-розыскным мероприятием. О нем гражданина должны уведомить заранее. Главное - никто не вправе заставить налогоплательщика давать показания полиграфу. СПФИ проводится только с письменного согласия испытуемого. Более того, отказ от участия в опросе "не должен повлечь за собой ущемление его законных прав и интересов".

Допустим, некий добросовестный налогоплательщик Иван Сидоров решился пройти СПФИ. Инструкция гласит, что полицейские должны заранее показать Сидорову все вопросы, которые ему будут заданы. А еще труженики ФСНП должны дать Ивану совет: накануне исследования не пить спиртного, не принимать психотропных препаратов и исключить тяжелые физические и психические нагрузки.
В условленный день и час опрос идет своим чередом, но тут внезапно наш Ваня выказывает признаки агрессии или "неадекватные психофизиологические реакции". В этих случаях, следуя инструкции, специалисты ФСНП обязаны прекратить обследование. Даже если испытуемый просто заартачится посреди СПФИ и откажется отвечать, полицейские не вправе его принуждать.

По окончании мероприятия Сидоров вправе потребовать предъявить ему результаты СПФИ. Но интереснее другое: как полицейские смогут использовать эти результаты? В качестве доказательств по делу? Нет, закон это запрещает (ст. 74 УПК РФ). Данные опроса не предъявишь ни суду, ни следователю. Это документ только для служебного пользования полиции.

Но это не успокоило общественность. Появление инструкции о детекторе лжи вызвало столь мощный резонанс в российской прессе, что руководители ФСНП начали делать оправдательные заявления: дескать, полиграф можно применять только в отношении сотрудников налоговой полиции. Позволим себе усомниться. Нигде в приказе № 426 мы не нашли указания на то, что СПФИ не может применяться в отношении налогоплательщиков.

Начать дискуссию