Все запреты налоговиков по применению УСН были незаконны

Конституционный суд своим определением разрешил всем некоммерческим предприятиям применять упрощенную систему налогообложения.

Конституционный суд (КС) Определением от 18.01.2005 № 8-О разрешил всем некоммерческим предприятиям применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Это решение открывает новые возможности для предпринимателей по сокращению налоговых платежей на совершенно законных основаниях. Чтобы перейти на УСН, бизнес-структуре достаточно будет перерегистрироваться в качестве общественной организации.

«Все запреты налоговиков по применению УСН были попросту незаконны. Конституционный суд вынес совершенно справедливое решение и таким образом поставил точку в этом споре»,- считает руководитель отдела юридического консультирования аудиторской компании «П ачоли» Олег Кузнецов.

Напомним, что право применять УСН предоставляется предпринимателям, доход которых не превышает 15 млн руб. в год. Налоговым кодексом запрещено использовать УСН организациям, которые имеют филиалы, и фирмам, производящим подакцизные товары (алкогольную и табачную продукцию). Кроме того, не имеют права применять «упрощенку» компании, у которых стоимость основных средств превышает 100 млн руб., а также нотариусы, адвокаты, ломбарды и т. д.

Предприниматели неоднократно пытались убедить правительство, что существующие ограничения позволяют перейти на «упрощенку» только микропредприятиям. И это при том, что УСН весьма выгодна с коммерческой точки зрения - ведь компания, которая работает на «упрощенке», не платит НДС, налог на прибыль и ЕСН. Все эти отчисления заменены единым налогом, который уплачивается либо с прибыли организации (15%), либо с оборота (6%).

Вероятно, отчаявшись достучаться до Минфина, бизнес решил добиться расширения возможностей применять УСН в Конституционном суде. Ивановское областное объединение федерации профсоюзов, которое было учреждено коммерческими организациями, смогло отстоять свое право заниматься коммерческой деятельностью и использовать УСН. Налоговики на протяжении всего процесса настаивали на том, что профсоюзная организация не может использовать УСН, так как доля других организаций в этом общественном объединении составляет более 25%, а в таком случае применение «упрощенки» запрещено Налоговым кодексом.

Однако в споре налоговых органов и бизнеса КС встал на сторону предпринимателей. « Конституционный суд в данной ситуации правомерно указал на то, что для того, чтобы определить эти 25%, доли юридических лиц должны быть выделены (определены), а в некоммерческих организациях доля участия не определяется. По этому формальному признаку абсолютно законно, на мой взгляд, Конституционный суд признал за объединением право на применение упрощенной системы налогообложения»,- считает эксперт VISTA Foreign Business Support Ольга Черкасова.

Эксперты полагают, что теперь компании смогут использовать определение КС, чтобы обойти действующие ограничения на применение УСН, хотя и признают, что в некоторой степени действовать придется на «грани фола». «Действительно, некоторые компании смогут создать некоммерческую организацию, заниматься предпринимательской деятельностью и использовать УСН для минимизации своих налогов»,- говорит заместитель руководителя департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Максим Федотов.

Правда, при этом, напоминает эксперт, учредителям не стоит забывать, что прибыль от деятельности общественного объединения должна направляться на цели, для которых, собственно, и была учреждена некоммерческая организация. «Вывести прибыль, конечно, можно, но это будет совершенно незаконно»,- отмечает Федотов.

«В некоммерческих организациях распределение прибыли происходит не в пользу учредителя, поэтому нельзя использовать некоммерческую компанию в коммерческих целях. Хотя, конечно, практика показывает, что выводить прибыль такой организации за ее пределы в принципе можно. Например, учредитель одной некоммерческой организации может договориться с учредителем другой о поставке своих товаров и услуг по завышенным ценам. Но это уже будет считаться „серой” схемой»,- соглашается с коллегой партнер юридической компании Salans Олег Конов.

Комментарии

2