Минфин так и не стал вносить в Налоговый кодекс (НК) поправку, определяющую перечень документов, которые налоговики могут потребовать при проведении камеральной проверки. Это следует из доработанного варианта поправок по налоговому администрированию, который Минфин вчера передал на согласование в Минэкономразвития (МЭРТ). Предприниматели считают, что поправки Минфина могут только ужесточить налоговый контроль, а все прежние обещания чиновников называют откровенным обманом.
Принципы налогового администрирования бизнес и власть обсуждают около двух месяцев. Рабочей группе, состоящей из чиновников Минфина и предпринимателей, удалось четко определить срок проведения выездной проверки и порядок назначения повторных инспекций. В итоге на заседании правительства 28 апреля изменения в первую часть Налогового кодекса были в целом одобрены. Минфин получил две недели на финальную доработку проекта.
Но вчера выяснилось, что окончательный вариант поправок оказался куда хуже предыдущего. "Все плохо. Контроль за налогоплательщиками только усилится,- поделился впечатлениями от документа глава налогового отдела МЭРТ Виталий Прокаев.- Закрытый перечень документов, которые можно требовать при проведении камеральных проверок, создан не будет". Налоговые органы при проведении проверок по-прежнему смогут требовать представить любые документы и в любом количестве. Тем самым не учтено одно из принципиальных требований бизнеса - несмотря на то, что ранее свое согласие определить такой перечень дал министр финансов Алексей Кудрин. Сейчас фискалы имеют право запросить у компании практически любые документы и жестоко карают, если не будет выслана хотя бы одна бумага. В итоге некоторым крупным компаниям приходится нанимать самолет, чтобы отправить свою отчетность в налоговый орган. Судя по всему, эта практика так и не изменится.
Кроме того, остались в силе поправки, которые существенно расширяют полномочия
налоговиков при проведении контрольных мероприятий. Дело в том, что в законопроекте
содержится немало лингвистических казусов, с помощью которых фискалы получают
неограниченные права при проведении инспекций. Дьявол, как известно, кроется
в деталях. А деталей, спрятанных во фразах вроде "в частности", "а
также", "кроме того", которыми пестрит законопроект, более чем
достаточно.
"Камеральные проверки практически не будут отличаться от выездных,- утверждает
заместитель председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.- Так что о
совершенствовании налогового администрирования можно забыть. Теперь вместо выездных
проверок бизнесменов будут мучить камеральными".
Судя по всему, останутся без внимания и предложения бизнеса сохранить существующую
систему взимания штрафов за грубое нарушение правил налоговой отчетности -
Минфин планирует изменить размер штрафа с 10% от неуплаченного налога до 5%
от заниженной налогооблагаемой базы. Не будет у бизнесменов теперь и права
исправлять ошибки в налоговой отчетности. Кроме того, Минфин, судя по всему,
так и не учтет пожелания бизнеса ограничить двумя месяцами срок для взыскания
налоговых недоимок - новые поправки дают возможность взыскивать их по прошествии
нескольких месяцев. Зато самим налоговикам чиновники не забыли сделать подарок:
поправки Минфина увеличивают до бесконечности срок, в течение которого налоговая
инспекция может возвращать фирме излишне уплаченный налог.
"Этого и следовало ожидать,- отмечает Беляков.- Впрочем, мы все же надеемся, что на выходе законопроект будет соответствовать тем обещаниям, которые уже были ранее сделаны чиновниками. В любом случае мы готовы к диалогу". Предприниматели рассчитывают, что Минфин соберет еще одно заседание рабочей группы, на котором компромисс по налоговому администрированию все-таки будет найден. Если этого не произойдет, у бизнесменов останется единственный шанс оказаться услышанными - им придется править документ вместе с депутатами Госдумы.
Начать дискуссию