Минфин решил ужесточить правила отнесения расходов по продвижению товаров на себестоимость с целью снижения налога на прибыль. Согласно недавно обнародованному письму Минфина от 5 апреля 2005 года №03–03–01–04/1/170, компания имеет право учитывать расходы по продвижению товара при уменьшении налогооблагаемой базы только если расчет между компаниями осуществляется строго раз в месяц. Если расчет производится с другой периодичностью, она лишается этого права.
Напомним, что организация при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль может уменьшить свои доходы на определенный перечень расходов, в том числе и на затраты по продвижению продукции. Чем больше такие затраты, тем меньше налогооблагаемая база и сам налог. Как правило, компании, осуществляющие продвижение товара, отчитываются перед заказчиком раз в квартал. «Это наиболее удобная форма отчета. Однако, писать отчеты каждый месяц невыгодно и нецелесообразно»
Но Минфин, по-видимому, считает иначе. Как следует из письма, затраты на продвижение товара могут быть списаны только в том случае, если исполнитель отчитывается за выполненную работу перед заказчиком раз в месяц. «В акте, составляемом по итогам квартала, нельзя отразить фактическое исполнение указанных обязательств исполнителя в течение квартала. Поэтому осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности»,- сказано в письме Минфина. Судя по этим объяснениям, Минфин считает, что любая отчетность, кроме помесячной, создает лазейки для оптимизации налога на прибыль, а потому потенциально недостоверна.
Такая позиция Минфина весьма удивила экспертов и участников рынка. «Что же получается? Если исполнитель отчитывается передо мной раз в квартал, то я уже не могу списать расходы на продвижение товара? Это полный бред»,- возмущается предприниматель. «Минфин просто хочет отнять у нас еще один кусок расходов»,- считает главный бухгалтер крупной фирмы.
«В Минфине, по-видимому, забыли, что Налоговый кодекс (НК) разрешает отчитываться организациям друг перед другом раз в неделю, раз в месяц, раз в пятилетку. В российском законодательстве нет ни единого упоминания о том, как часто организация-исполнитель должна отчитываться перед заказчиком»,- заявил эксперт «Информационно-консультационного центра XXI века» Сергей Верещагин.
В случае если налоговые органы решат воспользоваться письмом Минфина, чтобы доначислить налог на прибыль, предприниматели могут смело отсылать и тех, и других читать НК. «Минфин не первый раз представляет необычную трактовку налогового законодательства, но это не должно пугать предпринимателей»,- говорит Верещагин.
Комментарии
1Как мне кажется, в письме речь идет не о периодичности, а о том что Акт об оказании услуг по продвижению товара не может содержать фактических данных, позволяющих установить достоверность оказания услуги (выполнения конкретно определенного набора действий), так же как и невозможно доказать взаимосвязь покупок с этими недокументированными действиями исполнителя.