В течение ближайших трех лет все налоговые инспекции должны будут перейти на систему электронного администрирования. Это позволит налоговому инспектору более оперативно и объективно оценивать деятельность любого налогоплательщика
Руководство Министерства по налогам и сборам на совещании по информатизации налоговых органов во вторник сообщило, что к концу 2005 г. завершится внедрение единой системы электронной обработки данных в инспекциях всей страны. На реализацию этих целей планируется направить 100 млн долларов кредита Всемирного банка, получение которого, по словам руководства МНС, ожидается в ближайшее время. По мнению экспертов, налоговикам жизненно необходимо в кротчайшие сроки активизировать внедрение этой системы, поскольку после передачи МНС дополнительных функций регистрации юридических лиц обслуживание налогоплательщиков пошло из рук вон плохо. И по этому поводу министерство не раз критиковали как члены правительства, так и представители президентской администрации. Эксперты полагают, что, если в ближайшее время МНС не удастся наладить работу своих подразделений в соответствии со своими многочисленными обещаниями, недовольство высшего руководства страны перерастет в реальные шаги и налоговое ведомство окажется одним из основных претендентов на расформирование.
О том, что принятые в 2001 году законы о снижении административных барьеров и дебюрократизации в МНС почти не работают, стали говорить уже не только предприниматели, но и некоторые члены правительства и представители администрации президента. «После передачи министерству функции регистрации юридических лиц эта процедура стала только сложнее, – сказал RBC daily сотрудник администрации президента. – А ведь до 1 июля 2002 года (когда МНС получило право регистрации юридических лиц) налоговики утверждали, что им лучше других удастся создать условия для внедрения принципа «одного окна», который должен сократить до минимума хождение предпринимателей по бюрократическим инстанциям». Однако на деле вышло совсем наоборот. «Процедура регистрации иногда вместо положенных по закону пяти дней идет дней десять, образуются страшные очереди, – сказал RBC daily специалист московской регистрационной палаты. – Просрочка ведет к тому, чтобизнесмен не успевает встать на учет в отведенные законом десять дней, а налоговики штрафуют его за это». По мнению специалистов, основная причина сложившейся ситуации кроется в том, что в налоговых инспекциях заполняется очень громоздкая база данных, вся информация в которую вбивается вручную, что занимает огромное количество времени.
Руководство МНС считает, что значительно ускорить процесс обработки данных, улучшить качество обслуживания и снизить затраты, связанные с налоговым администрированием, можно, только введя новую электронную систему обработки и передачи данных. По словам замминистра налогов и сборов Михаила Мишустина, уже в 2003 году на единую систему должны быть переведены 407 инспекций, во всех них более 50% документов будет передаваться в электронном виде. Эти инспекции обеспечивают администрирование более 80% всех налоговых поступлений в 31 бюджетообразующем регионе. А уже к 2005 году на электронную систему обработки данных должны быть переведены все налоговые инспекции страны, которых сегодня насчитывается более полутора тысяч. Все телекоммуникационные услуги: удаленный доступ к базам данных налоговых органов, обмен конфиденциальными данными по электронной почте, доступ в Интернет, – налоговому ведомству будут предоставлены компанией «РТКомм.РУ». Благодаря внедрению новой системы налоговики получат возможность оперативного контакта не только с налогоплательщиками, но и с другими государственными ведомствами. Специалисты говорят, что в результате реализации проекта должна создаться инфокоммуникационная среда, позволяющая осуществлять взаимодействие как внутри министерства, так и с его внешними партнерами: ГТК, коммунальными службами, службами финансовой разведки.
«Новая система должна сделать налогоплательщиков абсолютно прозрачными для налоговых органов, – сказал RBC daily специалист МНС. – Любой налоговый инспектор, имеющий удаленный доступ к базе со своего рабочего места, сможет просмотреть все зафиксированные для заданного налогоплательщика дочерние структуры и пересечения учредителей, главных бухгалтеров, директоров и других сотрудников. Корпоративные связи очень важно видеть при планировании контрольной работы и проверке правильности налогооблагаемой базы головных и дочерних структур». Однако новая система должна не только упростить работу инспекторов, но и в значительной степени сэкономить время налогоплательщиков, у которых отпадет необходимость с каждой бумажкой приезжать в инспекцию. Достаточно будет заполнить стандартный электронный шаблон и отправить по его почте. Использование такой схемы возможно благодаря применению электронной подписи.
Однако претворить в жизнь все эти масштабные планы пока очень непросто: около 50% налоговых инспекций по стране вовсе не имеют технической базы для внедрения новой системы (нет даже банальных компьютеров). Также существенная проблема заключается в квалификации сотрудников инспекций, на обучение которых придется потратить немало времени и денег. Согласно Федеральной целевой программе развития налоговых органов на 2002-2004 годы, МНС должно получить на реализацию этих целей порядка 17 млрд руб. Однако этих денег, по расчетам специалистов, недостаточно, поэтому налоговики с нетерпением ожидают получения кредита от Всемирного банка в размере 100 млн долларов. Решение о кредите, выделяемом на 5 лет, уже принято. Также уже подписано соответствующее соглашение между ВБ и правительством РФ. В течение ближайших нескольких недель по этому соглашению должно быть получено и заключение Министерства юстиции.
Отдел экономики
Лада Федорова, 23.04.2003
Начать дискуссию