Покупка кулера обычно радует сотрудников. И только одному человеку такое приобретение может подпортить настроение – бухгалтеру. Причина проста: вопрос отражения подобных расходов в налоговом учете до сих пор остается спорным. Как их обосновать?
Единственным основанием для списания затрат является подпункт 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, где говорится об обеспечении нормальных условий труда. Но дело в том, что термин «нормальные условия труда» не менее расплывчат, чем «экономически оправданные расходы». В статье 163 Трудового кодекса законодатели попытались разъяснить это понятие. Но, кроме открытого перечня, в котором в качестве примеров приведены четыре «нормальных условия», у них ничего не получилось.
Таким образом, в коллективном договоре, в разделе, где говорится об охране и гигиене труда, список благоприятных условий для трудовой деятельности можно расширить. Сориентироваться поможет постановление Минтруда от 27 февраля 1995 г. № 11, которым утверждены Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.
В рекомендациях упоминаются десятки нормативов, в соответствии с которыми надо оборудовать производственные и офисные помещения. В них содержатся очень широкие требования: от обеспечения сотрудников на рабочих местах чаем и другими тонизирующими напитками до обустройства мест организованного отдыха, помещений и комнат психологической разгрузки. Главный же документ – Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Однако многие бухгалтеры столкнулись с претензиями налоговых инспекторов, которые настаивали, что подобные затраты не связаны с производственной необходимостью.
Вот несколько примеров из арбитражной практики. Федеральный арбитражный суд Московского округа неоднократно признавал расходы на приобретение питьевой воды связанными с обеспечением нормальных условий труда и соблюдением санитарно-гигиенических требований (постановления от 29 июня 2001 г. № КА-А40/3170-01 и от 21 января 2003 г. № КА-А40/8979-02).
Так, в постановлении от 19 июля 2000 г. № КА-А40/2965-00 судьи подчеркнули, что обезличенные затраты предприятия, связанные с закупкой продуктов питания для персонала, не являются доходами конкретных работников. Следовательно, стоимость воды и затраты на аренду кулеров нельзя распределять между зарплатами сотрудников и облагать налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и пенсионными страховыми взносами.
Вода на фирме экономически обоснованна
Обосновать расходы на покупку кулера с водой помогут санитарно-гигиенические требования
Начать дискуссию