Обязательный досудебный порядок урегулирования всех налоговых споров пойдет налогоплательщикам только на пользу. Об этом 14 февраля в ходе заседания Пресс-клуба Федеральной налоговой службы заявил заместитель руководителя ФНС РФ Сергей Аракелов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
ФНС подготовила законопроект, в соответствии с которым досудебное урегулирование становится обязательным для всех категорий споров с налогоплательщиками. То есть прежде чем опротестовывать решение ИФНС в суде, налогоплательщик должен будет пожаловаться на него в вышестоящий налоговый орган.
Как известно, действующая редакция Налогового кодекса допускает как добровольную, так и обязательную процедуры. Обязательный порядок установлен для налогоплательщиков, в отношении которых проводилась налоговая проверка. Во всех остальных спорных ситуациях у налогоплательщика есть выбор - обжаловать незаконные, с его точки зрения, акты налоговых органов, действия и бездействия его должностных лиц в досудебном порядке или же сразу подавать в суд.
ФНС предлагает вообще не пропускать в суд иски, по теме которых предварительно не было вынесено решения вышестоящего налогового органа. Сергей Аракелов выразил уверенность, что для налогоплательщиков это обернется только благом: сэкономит им и время, и деньги. Действительно, судебная тяжба будет длиться как минимум три месяца (а с учетом обжалований - около года), а решить вопрос внутри самой ФНС можно в течение месяца. Что касается исхода дела, то суды далеко не всегда выносят решения в пользу налогоплательщиков, напомнил Аракелов.
«Досудебный аудит улучшает налоговое администрирование в целом, - уверен замруководителя ФНС. - Потому что решение вышестоящего органа несет методологическую функцию. Нижестоящий налоговый орган понимает, что в следующий раз наступать на те же грабли не надо. Мы ведь отменяем их решения не просто так, а проводим служебные проверки, вплоть до увольнения».
Впрочем, стремление ФНС уподобиться арбитражу и взять на себя все налоговые споры (по крайней мере, на первоначальной стадии) не сопровождается той же информационной открытостью, какую демонстрирует арбитражная система. Если решение по любому делу в арбитраже доступно всем желающим и на этом строится аналитическая работа юристов, то понять, на какие «грабли» наступила та или иная ИФНС, будет невозможно. Максимум, что здесь обещано - это открыть на сайте доступ к тексту решения по жалобе для самого заявителя.
Начать дискуссию