Почему в России нужны длинные праздники

Нынешние майские праздники могут обойтись российской казне минимум в три миллиарда долларов. Правда, по утверждению социологов, если россиянам сократить майские и новогодние каникулы, в дальнейшем производительность их труда резко снизится

Нынешние майские праздники могут обойтись российской казне минимум в три миллиарда долларов. Правда, по утверждению социологов, если россиянам сократить майские и новогодние каникулы, в дальнейшем производительность их труда резко снизится

По данным российского министерства труда, каждый праздничный день обходится экономике России в 12-14 млрд рублей. Таким образом, за майские каникулы российская казна недосчитается порядка 4 млрд долларов. Однако, как показывает практика, реально потери будут еще больше: россияне отправляются в отпуск, как оплачиваемый, так и за свой счет, гораздо раньше «первомая». Правда, в Минтруде уверяют, что подобная нагрузка на экономику является неизбежным злом – без продолжительных майских и новогодних праздников граждане России просто не смогут эффективно работать. В отличие от западных государств, где нагрузки на людей распределены равномерно в течение года, в нашей стране многие работники сильно перерабатывают, поэтому им нужен регулярный дополнительный отдых.

Если посмотреть в календарь на этот год, то получается что многие российские граждане только за счет государственных праздников будут отдыхать около месяца. Основная часть каникул приходится на два периода – зимние праздники, которые фактически длятся с 30 декабря по 14 января, и майские праздники – с 1 по 9 мая. В это время руководство многих российских компаний отправляет своих сотрудников в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск, так как считается, что в стране все равно никто не работает и особого смысла в присутствии работников в офисе или на производстве нет. Пока в России никто однозначно не берется сказать, хорошо это для российской экономики или плохо. «В последние годы в России постоянно увеличивается число праздников. Последнее предложение исходит от Патриархии – сделать выходным понедельник после Пасхи, – сказал RBC daily один из экспертов по рынку труда. – Практика «растягивания» праздников восходит к советским временам. В 80-х годах во многих отраслях было серьезное перепроизводство – рынки сбыта советской продукции начали сужаться. Уволить людей в те времена государство, естественно, не могло, поэтому оно предпочитало устраивать им побольше выходных. Зачем власти сейчас увеличивают число выходных дней в России, сказать сложно. С уверенностью можно утверждать только одно – Минтруд тем самым доказывает, что заботится о людях».

По данным экспертов, в России ежедневно производится товаров и услуг приблизительно на миллиард долларов, т.е. из-за каждого праздника российский ВВП теоретически недополучает эту сумму. Учитывая, что многие предприятия все-таки продолжают свою работу и во время майских и новогодних каникул, реальные потери составляют около 500 млн долларов. По мнению сторонников «длинных» праздников, эти потери отчасти компенсируются резким всплеском потребительской активности и тем, что хорошо отдохнувшие люди в дальнейшем начнут гораздо активнее работать. Правда, большинство экспертов сходится во мнении, что все эти рассуждения чисто теоретические и оценить в количественных показателях воздействие майских и новогодних праздников на экономику России практически невозможно.

«С уверенностью можно сказать, что в российской экономике, в отличие от, например, французской или немецкой, есть четко выраженная сезонность потребления, – сказал RBC daily ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков. – Первый всплеск приходится на конец декабря, а второй – на конец апреля. В декабре прошлого года оборот розничной торговли по сравнению с ноябрем увеличился на 14,2%, однако, если внести поправку на сезонность этого всплеска, то рост уже составит -0,1%». Другими словами, это означает, что резкое увеличение расходов россиян перед праздниками компенсируется достаточно низким уровнем потребления в течение остального года. Что касается возможного эффекта роста производительности россиян после продолжительных праздников, то, по мнению Игоря Полякова, проследить это с помощью количественных показателей в настоящий момент практически невозможно. «Необходимо учитывать, что разные группы населения восстанавливаются по-разному: часть россиян действительно отдыхает, а другим продолжительные праздники приносят только вред, – говорит г-н Поляков. – Но, самое главное, вычислить в рублях эффект от восстановления человека после отдыха пока проблематично».

По мнению социологов, сезонность потребления и стремление россиян подольше отдохнуть является чисто поведенческой вещью, присущей только им. «Фактически для россиян продолжительные выходные являются физиологической потребностью, – сказал RBC daily один эксперт. – Это вопрос эффективности использования человеческого потенциала. На Западе жизнь устроена очень размеренно – они равномерно тратят время на здравоохранение, образование и культуру. В России же все это происходит по принципу «форс-мажора» – лечиться начинают, когда уже болезнь запущена, на поступление в ВУЗ в последний момент тратят огромные силы и т.д. В результате на Западе люди гораздо эффективнее используют свое свободное время и в результате меньше устают. Так что для нас длинные праздники как нельзя более кстати».

Есть и еще одна предпосылка для сохранения в России «длинных» праздников. В наиболее активных российских регионах люди стали засиживаться на работе, желая укрепить свое материальное положение. Поэтому зачастую рабочая неделя в России вместо положенных 40 часов длится больше 50 часов. Для сравнения, во Франции рабочая неделя составляет всего 35 часов. Подобная «переработка» наиболее активными россиянами в конечном итоге может плачевно сказаться на их работоспособности. В Японии из-за продолжающегося последние десять лет экономического кризиса люди, для того чтобы сохранить рабочее место, вынуждены работать по 16 часов в сутки. В результате в стране резко увеличилось число смертей от переутомления на работе. Количество подобных случаев в Японии уже приближается к 200 в год.

Отдел экономики

Олег Леонов,

Начать дискуссию