В последние дни думской сессии депутаты незаметно для участников рынка утвердили поправку в НК, которую предложила депутат Наталья Комарова. Она меняет определение газового конденсата, за который газодобытчики должны платить налог на добычу полезных ископаемых. С момента вступления в силу 26 главы НК РФ налоговики и добывающие компании спорят о том, что считать газовым конденсатом. В законе точно не говорится, какой конденсат имеется в виду — стабильный или нестабильный, а налог на них отличается в разы.
Неделю назад “Газпром” опубликовал свой годовой отчет по МСФО за 2004 г., в котором говорится, что налоговые органы начали оспаривать его метод расчета НДПИ по газовому конденсату. Холдинг считал, что добывает нестабильный конденсат, и платил налоги исходя из этого. В 2004-2005 гг. несколько “дочек” группы получили от налоговиков претензии: от них требовали доплатить сам налог по ставке для стабильного конденсата, а также штрафы и пени, говорится в отчете. Бизнесмены подали в суд.
Судебная тяжба уже шла по второму кругу, когда в дело вмешалась Комарова. Ее поправка шла в законопроекте об индексации акцизов в 2006 г. В среду ее одобрил Совет Федерации. Если закон подпишет президент, то газовым конденсатом, про который идет речь в НК, теперь будет считаться именно нестабильный газовый конденсат. При этом новация вступает в силу задним числом — с 2002 г. и запрещает все перерасчеты с бюджетом.
“Газпром” нашел нестандартный способ отбиться от налоговых претензий
Представители холдинга провели в Налоговый кодекс поправку, которая делает бессмысленными все требования налоговиков.
Начать дискуссию