80% российских компаний потенциально интересны зарубежным инвесторам, но текущее состояние российского корпоративного законодательства отпугивает иностранцев. Об этом 22 мая в ходе международной практической конференции «East+West=Invest» заявил председатель совета директоров «Градиент Альфа Инвестментс Груп» Павел Гагарин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
«Холдинги в России по факту работают много лет, - заметил Гагарин. - Это понятие нередко можно встретить как в материалах арбитражных судов, так и в заключениях аудиторских и налоговых проверок. Тем не менее, официального юридического статуса у этого термина нет, поскольку закон о холдингах так и не принят, несмотря на несколько попыток, предпринятых в начале 2000-х годов. Закона нет, а правоприменительная практика – есть!».
«Крупные холдинговые структуры сегодня защищаются от налоговых и правовых рисков, прячась «в тени», - продолжил эксперт. - Предпринимателям с Запада структура нашего бизнеса непонятна. Ведь как работает типичный российский бизнес, даже с оборотом в миллиарды рублей в год? Как правило, это «холдинг», в котором есть компания-владелец торговой марки, с небольшим офисом, штатом в несколько человек и незначительным денежным оборотом. Есть в этом «холдинге» и другие предприятия, имеющие в собственности офисы, технологическое оборудование, склады, другие производственные активы… Эти же предприятия имеют трудовые договоры с сотрудниками, лицензии, сертификаты и другую разрешительную документацию. Их обороты по банковскому счету также невелики – как правило, не более нескольких десятков миллионов рублей в год. «Где же ходит все остальное?», - спрашивают меня европейцы. Ответ понятен: по так называемым «техническим» фирмам. Что это такое, иностранцы не совсем понимают. Это, спрашивают, оффшоры? Вовсе нет. Нелегальный бизнес? Нет, вполне легальный. А что же тогда?
Объясняю, что это «схемные» компании, с помощью которых владельцы бизнеса страхуются от рейдерских захватов, налоговых, финансовых, юридических, имущественных и управленческих рисков. А экономия на налогах и операционных расходах позволяет им поддерживать конкурентоспособный уровень цен. Но у иностранцев такая структура бизнеса доверия не вызывает. Они не понимают механизмов возможного инвестирования и не видят гарантий возврата вложенных средств. По нашей оценке, около 80 процентов российских компаний способны привлечь инвестиции, но не готовы к этому по формальным юридическим и управленческим причинам».
«Федеральный закон «О холдингах» ввел бы данное понятие на правовом уровне (серьезный бизнес все равно не может состоять только из одной компании), - считает Павел Гагарин. - Он наделил бы основную компанию легальным правом быть центром, управляющей структурой, а также стать эффективным самоорганизованным собственником. При помощи этого закона можно было бы обеспечить управление брендами, акциями и другими активами бизнеса. Он позволил бы предпринимателям защититься от недружественных слияний и поглощений, убрал бы многие бюрократические барьеры».
«Сегодня единственным действующим документом, разработанным «под холдинги», является «Временное положение о холдинговых компаниях», утвержденное Указом президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392 от 16.11.1992 г., - отметил Павел Гагарин. - Очевидно, что он не соответствует современным реалиям. Закон № 227-ФЗ о новых правилах контроля за трансфертным ценообразованием, вступивший в силу с 1 января 2012 года, - пусть неуверенный, но все же первый шаг к закону «О холдингах». Правда, закон №227-ФЗ ввел понятие контролируемых «и приравненных к ним» сделок, что позволит налоговикам трактовать взаимозависимость юридических лиц в сторону недобросовестности налогоплательщиков и откроет огромные возможности для применения налоговых доначислений, пеней и штрафов. Закон о холдингах заблокировал бы возможность применять по отношению к холдинговым компаниям санкции за зависимые сделки, но понятно, что это не совпадает с нынешними интересами ФНС».
Ссылки по теме:
Иностранных инвесторов избавили от излишних административных барьеров – Клерк.Ру, 10.02.12
Последние решения Президиума ВАС могут осложнить приток зарубежных финансов в Россию – Клерк.Ру, 31.01.12
Внесены поправки в закон об иностранных инвестициях – Клерк.Ру, 17.11.11
Начать дискуссию