Право

Эксперт: залоговая оценка земель сельхозназначения в России имеет мало общего с рыночной ситуацией

Не более 10% оценок земель сельхозназначения, которые российские производители предлагают финансовым организациям в качестве залога, соответствуют действительности.
Эксперт: залоговая оценка земель сельхозназначения в России имеет мало общего с рыночной ситуацией
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Не более 10% оценок земель сельхозназначения, которые российские производители предлагают финансовым организациям в качестве залога, соответствуют действительности. Об этом 28 июня в ходе форума «Большой консалтинг 2012» заявил представитель государственной лизинговой компании «Росагролизинг» Артем Дронов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Сельскохозяйственные товаропроизводители у нас, как правило, не имеют никаких особых активов для залога, кроме земли, - отметил Дронов. - Большую часть своей техники и недвижимости они уже передали в залог коммерческим банкам, чтобы привлечь еще какие-то средства, а нам они, как правило, пытаются заложить именно землю.

Нельзя сказать, что рынок ценообразования по земле у нас слабо развит, но иногда очень сложно понять, какими механизмами формируются эти цифры. Различия по цене земли в пределах одной и той же области могут достигать десятков раз. Все это определяется, конечно, спросом и предложением, но иногда механизмы попросту непонятны».

«У нас в «Росагролизинге» с первого раза принимается не более 5-10% оценок стоимости, сделанных консалтинговыми компаниями, - продолжил Артем Дронов. - Остальные отправляются на доработку, а то и вовсе отвергаются. У нас был случай, когда оценка стоимости земли была завышена в 15 раз. 

Клиенты сильно негодуют. Люди на селе простые, за словом в карман не лезут. И если им оценили землю в 15 миллионов, а мы говорим, что она стоит не более 1,5 миллиона, они пишут во все инстанции вплоть до президента. В свою очередь наши жалобы (да и жалобы других клиентов) на оценщиков в саморегулируемые организации рассматриваются месяцами.

Мы не призываем ужесточать меру материальной ответственности для оценщиков, хотя в законе об оценочной деятельности и есть фрагмент, который указывает на такую ответственность. Нам кажется, что надо усилить мотивацию работы оценщика (именно конкретного физлица). Если каждая консалтинговая компания будет, например, вывешивать на собственном сайте сведения о своих оценщиках с указанием количества жалоб от пользователей и того, какое количество жалоб было доведено до дисциплинарного взыскания, будут достигнуты сразу две цели. У оценщиков появится ясный мотив для качественной работы, а клиенты, в свою очередь, сразу будут видеть, кому стоит доверять».

Ссылки по теме:

Начать дискуссию