Незаконность «байконурских» схем больше не будет подвергаться сомнению

Конституционный суд в определении №232 от 27 июня 2005 года поставил окончательную точку в «байконурском» деле.

Конституционный суд (КС) отказался признать неконституционным постановление правительства, устанавливающее правила предоставления налоговых льгот на территории города Байконур (Казахстан). Поскольку КС является последней инстанцией, в которой можно оспорить решение правительства, это значит, что незаконность «байконурских» схем больше не будет подвергаться сомнению.

Постановление было издано в 2001 году после того, как налоговые органы раскрыли схему ухода от уплаты налогов ряда нефтеперерабатывающих заводов Башкирии, созданную при помощи администрации Байконура. Администрация города предоставляла льготы по уплате ряда налогов предприятиям, которые были зарегистрированы на территории города, но реальной деятельности не вели. В частности, компании освобождались от 75% налога на прибыль , от 50% налога на имущество и пользователей автодорог и на 100% от акцизов. Примечательно, что организации получали льготы по индивидуальному соглашению между фирмой и городской администрацией. Все эт о позволило нескольким крупным нефтяным компаниям, заключившим фиктивные сделки с фирмами Байконура, снизить налоговые отчисления.

Принятый правительством документ предписывал ликвидировать действовавшую схему и исключить возможность создания новых. В нем было, в частности, установлено, что ранее предоставленные льготы прекращают свое действие.

Но с позицией кабинета министров не согласились несколько членов Совета Федерации и правительство республики Башкортостан, на территории которой работает несколько нефтеперерабатывающих заводов, участвовавших в схеме. Они сочли, что оспариваемое постановление является неконституционным по содержанию норм и по форме нормативного акта. По их мнению, документ противоречит Конституции, поскольку запрещает предоставление индивидуальных налоговых льгот и льгот по федеральным налогам и сборам.

Впрочем, КС в определении №232 от 27 июня 2005 года посчитал эти доводы неубедительными и поставил окончательную точку в «байконурском» деле. Кроме того, суд указал, что положения оспариваемого документа воспроизводятся в законах о федеральном бюджете на очередной год, а эти законы распространяют свое действие на всю территорию страны. Учитывая, что Байконур наделен статусом, соответствующим городу федерального значения, правила предоставления льгот на территории Байконура, установленные федеральным законом, действуют независимо от правовых актов правительства. КС прекратил производство по делу, тем самым поставив окончательную точку в споре государства и бизнеса.

Гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов сказал «Бизнесу», что это решение суда - ожидаемое на фоне других решений по «байконурскому» делу. «И все возможные последствия для предпринимателей по этому делу уже наступили»,- отметил Шаповалов.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Начать дискуссию