С подачи Минфина численность налоговых чиновников скоро возрастет с 165 400 человек до круглой цифры 180 000. В России в прошлом году было 110 млн зарегистрированных налогоплательщиков — физических лиц. Можно сказать, что один налоговик будет приходиться примерно на 600 налогоплательщиков.
Из 14 600 новых мытарей ровно половина станет контролерами в квадрате — их ждет работа в службах внутренней безопасности и внутреннего аудита, то есть они будут проверять, насколько честно и качественно налоговики проверяют нас.
В целом налоговые новости последних дней говорят о желании властей облегчить жизнь налогоплательщику. Налоговая амнистия для физических лиц, пусть и не вызывающая безусловного доверия, станет для кого-то облегчением. Отмена обязательных планов по сборам — прекрасная новость, особенно если пришедшие на смену планам “бюджетные ориентиры” останутся необязательными к исполнению и после того, как цены на нефть упадут и ФНС перестанет перевыполнять целевые показатели, как их ни назови, на десятки процентов ежемесячно. Намерение Минфина бороться с коррупцией и произволом в ФНС — превосходно. Но стремление к улучшению работы какого-либо ведомства почему-то неизбежно выражается в создании вакансий для контролеров над контролерами. Кажется, эта профессия становится настолько массовой, что скоро можно ожидать контролеров в кубе.
В США, где население примерно вдвое больше, чем в России, с задачей сбора налогов в 2004 г. справлялись 99 000 сотрудников IRS. Они обработали 116 млн деклараций от физических лиц (в США семья из двух работающих может подать общую декларацию) плюс 45 млн деклараций от малого и среднего бизнеса и еще немного от крупного. Суммировать физлиц и бизнес совершенно ненаучно, фирмы сдают отчетность и в больших объемах, и в другие сроки; но я для наглядности позволю себе эту вольность. На одного чиновника пришлось в среднем 1600 плательщиков. Правда, Штаты собирают местные налоги отдельно, поэтому у них есть еще и собственные налоговые службы, но совсем небольшие. Например, в казначействе штата Мичиган работает 1250 человек, а отвечает оно не только за налоги, но и за администрирование всех остальных доходов и большинства расходов штата. В Теннесси департамент по доходам обходится 900 работниками.
В России налоговая система устроена так, что большинство граждан являются пассивными налогоплательщиками: их доходы декларируют за них работодатели и другие налоговые агенты, а сами они перед государством не отчитываются. Так что количество реально поступающих отчетов намного меньше, чем численность налогоплательщиков. Посмотрим на тех, кто в самом деле должен самостоятельно отчитываться перед налоговыми органами: в 2004 г. это были 2,3 млн зарегистрированных юрлиц и 4,8 млн индивидуальных предпринимателей (против, напомню, 45 млн фирм в США), да еще порядка 2,2 млн физических лиц сдали декларации о доходах (в США — 116 млн). Итого примерно 9,3 млн активных налогоплательщиков, сдающих отчетность, требующую контроля. На одного чиновника — 56 подопечных.
Все это, безусловно, сложение яблок с апельсинами. И конечно, учет пассивных налогоплательщиков тоже требует сил и времени (квитанцию на оплату налога на собственность получали?). Если не нравится мой способ сравнения — все цифры перед вами. Считайте сами.
Начать дискуссию