"Бизнес": в Москве развивается сеть магазинов "шаговой доступности"

Программа размещения магазинов шаговой доступности в Москве неожиданно даже для ее создателей может привести к развитию в столице независимых продуктовых сетей.

Программа размещения магазинов шаговой доступности в Москве неожиданно даже для ее создателей может привести к развитию в столице независимых продуктовых сетей. Уже сейчас в Южном округе, где программа реализуется в пилотном режиме, с нуля создаются две сети «магазинов у дома», одну из которых строят владельцы четырех киосков по продаже цветов. Эксперты считают это вполне логичным.

Впервые о создании в Москве сети магазинов шаговой доступности чиновники задумались в 2002 году. В феврале того года постановлением правительства Москвы Южному административному округу было поручено провести эксперимент по развитию программы размещения таких магазинов.

Фактически реализация программы началась осенью 2003 года, когда был проведен первый конкурс по распределению выделенных мест.

Предполагалось, что участвовать в программе будут лишь крупные ритейлеры. Соответственно, они получили приоритетные права на получение участков.

По данным префектуры ЮАО, для строительства предприятий потребительского рынка шаговой доступности было выделено 250 земельных участков. Интерес к участию в программе проявили сразу несколько крупных компаний: крупный девелопер «Гарантинвест», а также зеленоградская сеть «Утконос», подконтрольная «Северсталь-групп» (об этом «Бизнес писал 7 апреля 2005 года). Сейчас каждая из них строит в ЮАО не менее 10 магазинов.

Однако, неожиданно для чиновников участие в программе позволило построить свои сети и малым предпринимателям. Как рассказала «Бизнесу» замначальника отдела потребительского рынка префектуры ЮАО Валерия Белоусова, до конца года небольшие сети «магазинов у дома» в рамках программы построят сразу две небольшие компании: «Анастасия и К» и «Идеал продукт».

Связаться с представителями «Идеал продукта» вчера не удалось, а гендиректор «Анастасия и К» Ирина Антоненко сообщила, что компания, ранее владевшая четырьмя салонами цветов, выиграла конкурс и уже согласовала открытие четырех магазинов в округе до конца 2005 года. «Мы бы развивали розницу в любом случае, но раз появилась возможность сразу получить четыре места, мы решили ею воспользоваться»,— поясняет Антоненко. По ее словам, в конце года все четыре магазина должны открыться.

Антоненко уточнила, что «Анастасия и К» рассчитывает развивать сеть за счет низкого уровня цен, большого ассортимента, а также продажи сопутствующих услуг, в частности размещения в магазинах сети парикмахерских, прачечных, фотолабораторий и ремонтов обуви.

Председатель совета директоров сети «Утконос» Алексей Грицай считает приход небольших игроков в сегмент «магазинов у дома» вполне логичным. «Долгое время функцию шаговых магазинов выполняли ларьки и палатки, лет десять назад они были нужны покупателям. А сейчас шаговые магазины — просто более цивилизованная форма торговли»,— уверен Грицай.

Другие эксперты оценивают проект скептически. «Они просто хотят сделать прибыль за счет низкой аренды в рамках городской программы»,— говорит глава одной из крупных розничных сетей. Однако напомним: власти предоставляют скидки по аренде только при условии, если магазин обязуется поддерживать оговоренный уровень цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко и т. п.) «Мелкой фирме выходить на этот рынок не имеет смысла.

Строить небольшие магазины невыгодно и рискованно: практически на всех транспортных развязках располагаются крупные сетевые центры, которые привлекают большое количество покупателей»,— считает управляющий партнер консалтингового агентства BBPG Consulting Алексей Тихомиров.

А по мнению гендиректора агентства Advinter Яна Шайера, программа не имеет перспективы. «Покупая пиво или банку Coca-Cola, человек не смотрит на название магазина, но на одних этих продуктах нельзя получить прибыль»,— полагает Шайер.

Начать дискуссию