Законопроекты

Минфин готовит реформу налогового администрирования крупнейших компаний

Минфин намерен внести ряд поправок в закон о совершенствовании налогового администрирования, в которых будут четко указаны параметры отнесения налогоплательщиков к крупнейшим.

В ближайшее время Минфин намерен внести ряд поправок в закон о совершенствовании налогового администрирования, в которых будут четко указаны параметры отнесения налогоплательщиков к крупнейшим и определен порядок постановки на учет подпадающих под эти критерии предприятий. Об этом в пятницу сообщило информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на неназванный источник в ведомстве Алексея Кудрина. По словам экспертов, поправки Минфина полностью перестроят всю систему работы налоговых органов с крупными компаниями.

В Минфине считают, что система налогового контроля за ведущими компаниями нуждается в реформировании. Проблемы начались еще в 2001 году, когда Министерство по налогам и сборам (сейчас - Федеральная налоговая служба), выпустило приказ о создании первой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. В соответствии с ним, все крупнейшие налогоплательщики должны были сняться с учета в местных налоговых инспекциях и перейти под контроль в отраслевые межрайонные инспекции. Этот шаг создал массу проблем для крупных предприятий.

Во-первых, компании, чей офис располагался где-нибудь в северных регионах России, вынуждены были срочно высылать все документы в Москву. «В результате, чтобы предоставить в пятидневный срок документы в рамках камеральной проверки нам приходится сейчас нанимать грузовой самолет. Не говоря уже о том, что целый отдел занимается только тем, что снимает копии с этих документов и упаковывает для отправки в Москву. Мы несем огромные издержки из-за того, что наша инспекция находиться в Москве»,- пожаловался «Бизнесу» бухгалтер одной крупной компании.

Во-вторых, тут же возник вопрос законодательного обоснования перехода крупнейших налогоплательщиков в межрайонные инспекции. «В принципе снятие налогоплательщика с учета в местной инспекции для постановки на учет в Москве незаконно, что и подтвердил Высший арбитражный суд в 2004 году»,- сообщил «Бизнесу» управляющий партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергей Пепеляев.

Все эти нестыковки заставили Минфин вплотную заняться решением проблем с администрированием крупнейших налогоплательщиков. По словам экспертов, сейчас существует несколько вариантов реформирования системы налогового учета ведущих компаний. «Минфин с нашей подачи намерен внести изменения в Налоговый кодекс (НК), в которых четко будут указаны количественные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам,- говорит зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков.- Качественные критерии, такие, к примеру, как ежегодная прибыль крупнейшего налогоплательщика, будет закрепляться приказом Минфина».

Также в НК будет закреплено правило, обязывающее ведущие компании вставать на учет сразу в двух налоговых инспекциях: по месту фактического нахождения и в межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Причем, по словам Белякова, компании больше не будут нести в связи с этим огромные издержки. «Документооборот между межрайонной инспекцией и компанией будет осуществляться только в электронном виде. Поэтому отпадет необходимость возить тонны документов в Москву»,- объяснил представитель РСПП.

Эту информацию подтвердили и в Минфине. «Действительно, сейчас готовятся поправки в НК, которые позволят налогоплательщикам вставать на учет сразу в двух инспекциях: в местной и в межрайонной»,- сообщила «Бизнесу» заместитель руководителя департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова.

Впрочем, по словам Пепеляева, возможен и иной вариант развития событий. «Что конкретно будет реформировано в системе контроля над крупными компаниями, пока окончательно не ясно. Возможен такой вариант, при котором межрайонная инспекция станет заниматься лишь методической работой и не будет обладать контрольной функцией»,- предполагает Пепеляев.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Комментарии

4
  • KEY
    Так, все крупнейшие затили дыхание: может, кончится, наконец, это безобразие! Расходы, действительно, несем приличные. Во-первых, на удовлетворение камеральных аппетитов. Во-вторых, судиться ездим постоянно в Москву - из Владивостока! Вот в этом налоговикам дела нет, что компании несут непроизводственные расходы, совершенно нецелесообразные.
  • АЛА
    Это какой то произвол со стороны налоговиков, а точнее государства!А где же экономия. И еще они хотят что бы фирмы вышли из тени. А на что тогда летать к ним В Моску?
  • Хранитель_врат
    Интересно, а вариант ликвидации этой дополнительной налоговой они в принципе не рассматривают? Что, очень много нахлебников нужно куда-то пристроить? Ведь до 2001 года, как я понимаю, специальной налоговой по крупнейшим вообще не было, и предприятия работали и без нее.