Правительственная комиссия по административной реформе одобрила новую концепцию
на 2006-2008 гг., подготовленную Минэкономразвития. Авторы ее констатируют,
что Россия по основным показателям качества госуправления находится в нижней
трети рейтинга Всемирного банка из 209 стран. В 2004 г. по индексу восприятия
коррупции международной организации Transparency International Россия занимала
90-е место из 146. Опросы фонда “Общественное мнение” показывают, что 71% россиян
отрицательно оценивают работу госслужащих, а 76% сталкивались с проявлениями
коррупции. “Сфера госуправления превратилась в ограничивающий фактор для дальнейшего
успешного развития страны и полноценного использования ее потенциала”, — говорится
в концепции.
Реформировать госуправление они намереваются методами, уже предлагавшимися
в проектах закона о госслужбе, концепции административной реформы и Федеральной
целевой программы “Административная реформа”: формирование системы управления,
ориентированной на результат, разработка стандартов качества и доступности
госуслуг, оптимизация функций органов исполнительной власти. “Это просто следующий
этап реформы, мы действуем в рамках указа президента [о мерах по проведению
административной реформы за 2003 г.]”, — объясняет чиновник правительства.
Но есть и конкретные меры — они содержатся в разделе о борьбе с коррупцией:
ограничить любые контакты чиновников с потребителями госуслуг “за пределами
специально отведенных служебных помещений”, а в ведомствах вести видеонаблюдение
“в местах, специально отведенных для контактов”.
Чиновники и бизнесмены сомневаются, что последняя взятка в российских госструктурах
будет дана при покупке видеокамер. “Это же надо будет установить слежку за
всеми нами”, — удивляется чиновник Минтранса. Начальник отдела в Минфине не
понимает, как он откажется от посещения конференций, лекций и общественных
мест, где он всегда сталкивается с предпринимателями. “Да и соседи по дому
у меня из “ЛУКОЙЛа”, — смеется он.
Чиновник Минпромэнерго говорит, что к такому реалити-шоу он готов и это окажет
моральный эффект как на чиновников, так и на бизнесменов. Он предлагает пойти
дальше: вообще не общаться лично, а интересующихся просить оставлять просьбы
на сайтах министерств.
“Даже в селе с населением 2000 можно найти место для тайной встречи”, — уверяет
руководитель сельского округа Калужской области. А председатель РСПП Аркадий
Вольский назвал видеонаблюдение за чиновниками “бредом” и предположил, что
вместо одной взятки будут давать две — еще и наблюдающему. А представитель
одной из автомобильных компаний убежден, что чиновники, если не смогут посещать,
например, заводы, много потеряют в понимании той отрасли, которую регулируют.
Представитель Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов
считает инициативу “унизительной и для бизнесменов, и для чиновников”, но,
если мера будет принята, готов общаться перед камерами.
Речь не идет о тотальной слежке, успокаивает научный руководитель Центра стратегических
разработок, один из авторов концепции Михаил Дмитриев. Такая мера нужна там,
где риск высок, — например, в налоговых, таможенных органах, ведомствах, занимающихся
госзакупками и управлением госимуществом. Но даже для этого круга ведомств
ограничение контактов с гражданами — лишь пример того, как можно бороться с
коррупцией, поясняет Дмитриев. В Польше метод был успешно применен. Дорожная
полиция имела право общаться с нарушителями только в служебных машинах, оборудованных
камерами, а на таможне установлены мониторы во всех местах проверок товара,
рассказывает Дмитриев.
Это “неверный ответ на реально существующую проблему”, считает региональный
директор Transparency International по Европе и Центральной Азии Миклош Маршалл:
авторы инициативы “путают ответственность и слежку”, и “если мера будет реализована,
то важные решения будут приниматься за пределами офисов, а в помещениях, оборудованных
камерами, будут разыгрываться спектакли для проверяющих”.
Комментарии
1