Крупные транснациональные табачные компании в ближайшем будущем могут отказаться от экспорта из России. Проблема в постановлении правительства №415, вступающем в силу в конце этой недели. Согласно ему, акцизные марки других стран при ввозе через границу декларируются теперь как ценные бумаги, и для их попадания в Россию нужна лицензия, получение которой, по словам табачников, может затянуться на несколько месяцев.
Летом правительство ввело лицензию на ввоз в Россию акцизных марок других стран, которые попали в список декларируемых на таможне ценных бумаг (соответствующее положение утверждено 7июля 2005 года постановлением правительства №415). Теоретически ограничение должно было сказаться на всех экспортируемых российских подакцизных товарах, однако на деле оно касается лишь табачных производителей: только в этой отрасли акцизные марки других стран наклеиваются на товар непосредственно на фабриках, а сами марки ввозятся в Россию из страны—импортера сигарет.
Постановление №415 вступает в силу 11 сентября 2005 года. В нем сказано, что ответственными за выдачу необходимых документов являются экспертно-криминалистическое подразделение МВД, Федеральная налоговая служба и МЭРТ. Однако, по данным «Бизнеса», на начало сентября ни один из производителей сигарет лицензию на ввоз акцизных марок в Россию так и не получил. По словам менеджера одной из транснациональных компаний, при оформлении бумаг проблемы возникли уже на первом уровне. «ЭКП МВД оказался неготовым к выдаче экспертных заключений,— говорит он.— В ведомстве даже не знали о своей новой функции.
И для начала нам просто предложили провести экспертизу на коммерческих условиях за $700». По словам собеседника «Бизнеса», в лучшем случае подготовка всех документов и их заверение могут занять до двух-трех месяцев. «Тем более что документы заверяются в Москве, что сокращает возможности региональных производителей для быстрого решения проблемы»,— добавляет собеседник «Бизнеса».
Как правило, при введении новых видов лицензирования компаниям предоставляется время для подготовки и оформления документов, однако на этот раз чиновники решили отмолчаться. Так, в самом постановлении координирующим органом назван Минфин, но с момента подписания положения он не издал никаких разъяснений. Куда более ответственно подошли к своим прямым обязанностям в Федеральной таможенной службе (ФТС), которая заранее проинформировала свои региональные подразделения о вступлении в силу злополучного положения 11 сентября (копия телетайпограммы ФТС также есть в распоряжении «Бизнеса»). Таким образом, перевезти акцизные марки для экспортирующихся сигарет уже со следующей недели будет просто невозможно.
Участники рынка возмущены. «Действия правительства непонятны,— говорит президент Ассоциации табачных дистрибуторов „Грандтабак” Сергей Шелехов.— С одной стороны, во всеуслышанье говорится о либерализации, Минэкономразвития отменяет лицензирование табачных изделий, а с другой — вводятся ограничения, которые, по сути, не сказываются ни на качестве продукции, ни на увеличении поступлений в бюджет. Все это только осложняет ведение бизнеса». Заместитель гендиректора Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Сергей Филиппов также считает, что внесение акцизных марок в перечень ценных бумаг было неправильным: «Марки не обращаются в России, ведь они просто наносятся на сигаретные пачки и отправляются назад». На прошлой неделе «Табакпром» направил письмо министру финансов Алексею Кудрину с просьбой исключить акцизные марки из лицензируемого перечня, добавляет Филиппов.
Табачники надеются, что «безлицензионный» период в два месяца не скажется существенно на объеме экспорта. «Акцизные марки, как правило, ввозятся сразу после заключения контракта в объеме, соответствующем объему экспорта на весь его срок. Поэтому ограничение коснется лишь тех компаний, чьи договоры истекают в сентябре, или компаний, которые только планируют заключать международные контракты»,— говорит менеджер транснациональной компании.
Впрочем, опрошенные «Бизнесом» представители табачной индустрии видят в новом ограничении другую опасность для российского рынка: представители сразу нескольких крупных компаний заявили, что рассматривают возможность переноса производства экспортируемых марок сигарет в другие страны. «Даже если в период оформления лицензии не придется завозить новые акцизные марки, постановление правительства — это все равно очередное препятствие экспорту»,— считает директор по корпоративным вопросам Japan Tobacco Int. Вадим Боцан-Харченко. Он указывает, что практически все крупные экспортеры сигарет имеют производственные площадки в ближайшем зарубежье и странах СНГ, и в свете очередных ограничений могут запросто вынести производство экспортируемых брэндов сигарет туда. А директор по корпоративным отношениям «British American Tobacco Россия» Владимир Аксенов напоминает: «Это уже вторая проблема при экспорте из России сигарет». А первая такая: по закону налоговые органы обязаны вернуть НДС, уплаченный при отгрузке сигарет с фабрики, если компания представляет документы, из которых следует, что партия ушла на экспорт. «Однако у нас,— говорит Аксенов,— постоянно возникают проблемы с возмещением НДС, даже после судебных решений».
ЦЕНА ВОПРОСА
Согласно официальной таможенной статистике (без учета поставок в Белоруссию), во втором квартале 2005 года в страны ближнего и дальнего зарубежья из России было отправлено примерно 1,95 млрд сигарет (во втором квартале 2004 года — 1,4 млрд). Таким образом, совокупный экспорт в 2005 году может приблизиться к 5 млрд сигарет. Кроме того, в соответствии с белорусской импортной квотой на 2005 год в первом полугодии в эту страну сигареты из России поставляли все основные табачные компании в объеме около 1,5 млрд.
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
"Бизнес": Экспорт подакцизных товаров под угрозой
Крупные транснациональные табачные компании в ближайшем будущем могут отказаться от экспорта из России.
Начать дискуссию