Законопроекты

Единый кадастр объектов недвижимости будет готов к 2011 году

Это следует из подготовленного Минэкономразвития законопроекта, который вчера был одобрен на заседании правительства.
Единый кадастр объектов недвижимости будет готов к 2011 году
Герб федерального агентства кадастра объектов недвижимости

Единый кадастр объектов недвижимости будет окончательно сформирован к 2011 году. Это следует из подготовленного Минэкономразвития законопроекта, который вчера был одобрен на заседании правительства. Несмотря на то что создание кадастра уменьшит риски частных инвесторов, связанных с приобретением недвижимости, и повлечет за собой повышение капитализации владеющих землей и строениями компаний, предприниматели опасаются принятия этого закона, так как амбициозные планы чиновников обернутся для всех владельцев недвижимости дополнительными расходами на регулярную переоценку имущества.

Глава МЭРТ Герман Греф продемонстрировал коллегам экономическую эффективность единого кадастра. На экране министерского компьютера появилась спутниковая карта Мытищ и кадастровая стоимость этого города - 3,741 млрд руб. «Маловато для такого населенного пункта»,–– заметил премьер Михаил Фрадков. Греф приблизил карту, и выяснилось, что в одном из районов Мытищ из 100 объектов учтено только 4.

После учета всей недвижимости и занесения ее рыночной стоимости в кадастр возрастут капитализация всех российских компаний, а также налоговые поступления в госбюджет, поскольку со следующего года земельный налог будет напрямую зависеть от кадастровой стоимости, рассказывал министр. Кроме того, предложения МЭРТ, уверяют чиновники, опосредованно увеличат капитализацию фондового рынка и резко повысят инвестиционную привлекательность страны.

Впрочем, опрошенные «Бизнесом» эксперты далеки от столь радужных оценок. «Создание единого кадастра необходимо, но само по себе ничего не даст. Этот шаг увеличит инвестиционную привлекательность России только наряду с другими мерами»,- говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Подробности всероссийского «переучета» чиновникам разъяснил глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) Михаил Мишустин. По его словам, в России сейчас 42 млн земельных участков и 70 млн связанных с ними объектов, причем каждый месяц количество участков увеличивается на 0,5–15 тыс. Составлять схемы участков будут госслужащие (кадастровые инженеры) за пошлину в 2 тыс. руб., но поучаствовать в оценке наряду с муниципальными структурами смогут и частные фирмы. По заверениям Мишустина, с одной стороны, рыночная конкуренция приведет к падению цен на операции по определению кадастровой стоимости, с другой - владельцам недвижимости придется регулярно проводить переоценку их собственности. Пока установлен период в три года, причем, по словам чиновника, «реже нельзя» и «срок сейчас обсуждается».

Бизнес воспринял перспективу регулярной переоценки настороженно. «Это искусственно придуманная норма. Не надо забывать: хотя переоценка осуществляется коммерческими структурами, но выбирают их опять-таки чиновники. На мой взгляд, это может привести к усилению коррупции»,- заявил «Бизнесу» зампред координационного совета профсоюза предпринимателей «Лига свободы» Андрей Насонов. Утешает лишь то, что «всероссийский переучет» будет завершен только в 2011 году.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Комментарии

1
  • Борис Мальцев
    08.09.05 Правительство Российской Федерации одобрило законопроект о формировании государственного кадастра недвижимости

    8 сентября 2005 года на заседании Правительства Российской Федерации в целом был одобрен законопроект о формировании государственного кадастра недвижимости, представленный Министром экономического развития и торговли Российской Федерации Германом Грефом.

    Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков, подводя итоги обсуждения законопроекта, отметил большую работу, проведенную при его подготовке.

    Михаил Фрадков подчеркнул, что состоявшееся обсуждение законопроект о создании государственно кадастра объектов недвижимости показало, что «это вопрос достаточно сложный, не безобидный и далеко идущий» и требует дальнейшей проработки с участием всех заинтересованных ведомств.

    - Я поддерживаю со своей стороны проделанную работу, - сказал Председатель Правительства Российской Федерации. - Руль здесь у МЭРТа и Роснедвижимости, но я просил бы вовлечь в эту работу всех, кто может принять в ней участие, не ограничиваясь только федеральным уровнем», - заключил Михаил Фрадков.

    На окончательную доработку документа Правительства Российской Федерации дало один месяц.



    Пресс-служба Роснедвижимости



    ПРЕСС-РЕЛИЗ
    «О создании государственного кадастра объектов недвижимости»



    В настоящее время в Российской Федерации действует сложная многоуровневая система реестров и кадастров недвижимого имущества. При этом учет недвижимого имущества осуществляется как учет объектов права либо объектов управления.

    Вместе с тем, существующие системы учета не связаны между собой и не позволяют получить объективные сведения о недвижимом имуществе на территории Российской Федерации. При этом получение указанных сведений по Российской Федерации в целом связано со значительными материальными и трудовыми затратами. Также существующая система не позволяет эффективно реализовывать программы, предполагающие комплексный анализ различных видов недвижимого имущества. А наличие большого количества неучтенных объектов, в том числе, объектов самовольной постройки и земельных участков, появившихся в результате самозахвата земель, также является следствием отсутствия единой системы учета.

    Проект федерального закона «О формировании, государственном кадастровом учете, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости» направлен на решение вопросов регистрации недвижимого имущества, информационного обеспечения процессов государственного контроля, управления, экономической оценки и налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствование деятельности в области формирования недвижимого имущества.

    Представленный проект федерального закона подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

    Основными принципами Законопроекта является:



    применение единой системы и технологии для создания и ведения государственного кадастра недвижимости;

    обязательность государственного учета недвижимого имущества;

    презумпция официального описания недвижимого имущества, внесенного в государственный кадастр недвижимости;

    внесение актуальных и достоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числа обеспечение постоянного хранения внесенных сведений;

    соотносимость сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, с другими государственными информационными ресурсами;

    своевременное и полное информационное обеспечение в соответствие с целями законопроекта.

    Законопроект состоит из восьми глав и 42 статей и направлен на регулирование отношений, возникающих при государственном кадастровом учете и формировании недвижимых вещей для целей государственного кадастрового учета, налогообложения и управления.

    В первой главе законопроекта вводятся такие понятия, как объект кадастрового учета, государственный кадастр недвижимости, правовая зона, опорно-межевая сеть.

    Учету в государственном кадастре подлежат все вновь созданные и вновь образованные объекты, а также изменение сведений о недвижимом имуществе в случаях, предусмотренных законопроектом.

    Законопроект также регулирует порядок внесения и предоставление сведений государственного кадастра недвижимости, документы и порядок ведения кадастра.

    Основными принципами ведения кадастра является установление заранее определенного перечня сведений, позволяющих однозначно идентифицировать и индивидуализировать недвижимое имущество.

    Вышеназванные сведения делятся на основные сведения (общие для всех объектов недвижимости) и производные.

    Производные документы государственного кадастра недвижимости создаются на основе содержащихся в основных документах государственного кадастра недвижимости сведений об объектах кадастрового учета и предназначены для предоставления сведений государственного кадастра недвижимости заинтересованным лицам.

    Основанием для проведения государственного кадастрового учета является обращение заинтересованного лица с заявлением о проведении государственного кадастрового учета.

    Содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости сведения и документы о недвижимом имуществе предоставляются путем распространения производных документов государственного кадастра недвижимости за плату и бесплатно.

    Результатом проведения государственного кадастрового учета является присвоение объекту уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации, кадастрового номера и изготовление кадастрового паспорта, используемого при регистрации прав и совершении сделок с недвижимым имуществом, а также, для определения налоговой базы.

    Проведение государственной политики в сфере формирования, инвентаризации и кадастрового учета, а также создание и ведение государственного кадастра отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества.

    Индивидуализирующие и идентифицирующие характеристики недвижимого имущества устанавливаются в ходе проведения формирования объектов кадастрового учета.

    Результатом проведения формирования недвижимого имущества является установление сведений о недвижимом имуществе, достаточных для проведения государственного кадастрового учета.

    В законопроекте устанавливается порядок проведения формирования, дается определение проводимых операций, устанавливаются требования к процедуре формирования.

    Деятельность по формированию объектов кадастрового учета является коммерческой, осуществляемой кадастровыми инженерами на основании публичного возмездного договора.

    В соответствии с законопроектом, кадастровый инженер должен быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя; иметь высшее образование в сфере землеустройства и (или) геодезии и картографии и (или) градостроительства; иметь стаж работы не менее двух лет по специальности в сфере учета недвижимости или пройти стажировку, не менее указанного срока, по одной из указанных специальностей у кадастрового инженера недвижимости.

    Таким образом, решается задача демонополизации рынка технической инвентаризации, повышения качества оказываемых услуг и развития экономики Российской Федерации за счет расширения рынка и увеличения конкуренции.

    В целях обеспечения высокого профессионального уровня и качества работ по формированию объектов кадастрового учета, самоорганизации и саморегулирования деятельности кадастровых инженеров, а также обеспечения ответственности за осуществляемую деятельность в сфере формирования объектов кадастрового учета кадастровые инженеры объединяются в саморегулируемые организации.

    Предложенная структура правовой формы деятельности кадастровых инженеров основана на изучении деятельности аналогичных структур в других странах, а также опыта организации российских институтов нотариата, адвокатуры и арбитражного управления.

    Учет положительного опыта и анализ недостатков деятельности перечисленных структур позволил выбрать систему, оптимально сочетающую доступность проводимой деятельности в сочетании с механизмами ответственности и коллективного регулирования.

    Законопроект вводит понятие кадастровой стоимости.

    Предусмотрено, что определение кадастровой стоимости недвижимого имущества производится в соответствии с методиками определения кадастровой стоимости различных категорий недвижимого имущества, учитывающих сложившиеся рыночные цены на недвижимое имущество в регионе, сведения о сделках с аналогичными объектами и иные сведения о недвижимом имуществе.

    Значительное внимание в законопроекте уделено процедуре согласования местоположения и границ земельного участка, что позволит в дальнейшем избежать судебных разбирательств и способно оказать значительное влияние на укрепление и стабилизацию рынка земель.

    Планируется, что законопроект вступит в силу с 1 января 2007 года.

    Использован сайт Правительства Российской Федерации www.government.ru