В скором времени суды утратят право назначать арбитражными управляющими предприятий, деятельность которых связана с государственной тайной, специалистов, не имеющих допуска к ней. Такое решение приняла в пятницу Госдума, рассмотрев во втором чтении поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)».
На сегодня в соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий не обязан иметь допуск к государственной тайне при представлении его кандидатуры для утверждения арбитражным судом. Процедура оформления допуска может занимать до двух месяцев. Лишь по ее окончании назначенный арбитражный управляющий сможет приступить к выполнению своих обязанностей.
При этом не факт, что ФСБ, которая выдает разрешения на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предоставит такой доступ арбитражному управляющему. Из-за этого бывают ситуации, когда суду приходится заменять не утвержденного ФСБ арбитражного управляющего новым, которому также потребуется время на получение из ФСБ положительного или отрицательного ответа на запрос о допуске к работе с засекреченными сведениями.
Принятый во втором чтении законопроект, по замыслу его разработчиков, должен устранить эту правовую коллизию, тормозящую процедуру банкротства. По словам члена думского комитета по собственности Лианы Пепеляевой, ко второму чтению в документ были внесены поправки, исключающие возможность попадания в список кандидатур на должность арбитражного управляющего для работы на предприятии, деятельность которого сопряжена с государственными секретами, лиц, не имеющих допуска к государственной тайне.
Еще одна новация касается ужесточения ответственности менеджеров, препятствующих работе антикризисных управляющих. Как следует из поправок, таким руководителям организаций грозит уголовная ответственность за отказ обеспечить работу и доступ антикризисного менеджера на предприятие.
Кроме того, законопроект определяет порядок получения арбитражным судом и саморегулируемой организацией арбитражных управляющих сведений о наличии государственной тайны в деятельности предприятия-должника. Таким образом, Минэкономразвития надеется упростить процедуру банкротства в первую очередь стратегических предприятий, в которых государство имеет минимальную долю акций. В итоге государство сможет избавиться от большинства убыточных «почтовых ящиков».
Правда, некоторые аналитики усматривают в этом законе опасности для предприятий, не относящихся к «оборонке», но владеющих эксклюзивными технологиями. Теперь, когда на должность арбитражного управляющего для работы на предприятии, деятельность которого сопряжена с государственными секретами, могут претендовать только лица, имеющие допуск, службам безопасности в регионах, где, собственно, и выдается соответствующий допуск, будет проще утверждать на эти должности «своих людей». В результате под видом облегчения процедуры банкротств может возникнуть монополия ФСБ на банкротства предприятий, владеющих, например, ноу-хау.
Впрочем, ряд экспертов, считают подобную опасность преувеличенной. По словам руководителя отдела арбитражных споров компании «Развитие бизнес-систем» Заура Мамедова, несмотря на то что поправки еще не приняты, уже сегодня при подготовке к процедуре банкротства предприятий, связанных с государственными секретами, юристы, как правило, обращаются в саморегулируемую арбитражную организацию, где им рекомендуют кандидатуру управляющего, уже имеющего доступ к государственной тайне. «Просто с принятием этих поправок такая практика распространится повсеместно»,- считает Заур Мамедов.
Начать дискуссию