Правка первой части Налогового кодекса, затеянная Минфином, грозит перерасти в радикальный пересмотр отношений между налогоплательщиками и налоговиками. Правда, не всегда эти изменения — к лучшему, считают эксперты.
Завтра бюджетный комитет Госдумы рассмотрит в первом чтении правительственные поправки в первую часть Налогового кодекса, а 19 сентября их обсудит палата. Законопроект изменит не только правила проверок, как требовал президент Владимир Путин, но и многие другие принципы общения налоговиков с налогоплательщиками, и не всегда в лучшую сторону, считают эксперты. Как объяснял замминистра финансов Сергей Шаталов, поправки не должны “лишить налоговиков достаточных рычагов” для выполнения своей работы. В итоге рычагов может остаться слишком много, опасается замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
К примеру, камеральная проверка станет почти непрерывной, поскольку налогоплательщик будет обязан в течение 10 дней отвечать на любой запрос налоговой инспекции, прилагая подтверждающие выписки из бухгалтерских регистров. При этом согласно поправкам налоговики вправе требовать у налогоплательщика некие “иные документы”, что расширяет их перечень до бесконечности, возмущается председатель комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин. Намерение чиновников прописать исчерпывающий перечень документов, которые можно потребовать при камеральной проверке, тоже грозит бизнесу неприятностями. Пока компании успешно доказывают в судах, что обязаны предоставлять только налоговые регистры, а не первичную документацию. Минфин же собирается узаконить право налоговиков требовать счета-фактуры, приходные ордера, договоры и проч. В результате общий срок выездной проверки увеличится до 12-15 месяцев против нынешних четырех, считает член бюджетного комитета Совета Федерации Татьяна Попова.
Поправки усложнят предпринимателям и возврат переплаченных налогов. Сейчас на это отводится месяц после получения заявления от компании, а за каждый день просрочки налоговики платят проценты по ставке рефинансирования ЦБ. Поправки отводят две недели на принятие решения, а казначейство обязуется вернуть деньги в течение 10 дней с получения расчетной ведомости. Но поскольку общий срок возврата не установлен, переписка между ФНС и казначейством может занять месяцы, объясняет налоговый менеджер металлургического холдинга.
А вот недоимку станет взыскивать намного легче. Сейчас закон разрешает в течение двух месяцев списывать недостающую сумму со счетов компании, которая не погасила долг добровольно. Затем в течение полугода можно взыскать деньги через суд. Но на практике чиновники регулярно пропускают оба этих срока. Минфин разрешает им исправить ошибку, направив компании новое, измененное требование, и срок пойдет по новой. А если компания сама оспорила решение налоговиков в суде, то взыскивать с нее в случае победы налоговики смогут бессрочно.
Экспертов беспокоит, что в законопроекте понятия “налог” и “авансовый платеж” приравниваются друг к другу. “Получается, что налогоплательщика можно будет привлечь к ответственности до окончания налогового периода”, — объясняет руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. По его мнению, полномочия налоговиков можно расширять, одновременно предусмотрев санкции за незаконное привлечение к налоговой ответственности. Что об этой идее думают чиновники Минфина, узнать не удалось.
"Ведомости": Золотой век ФНС
Правка первой части Налогового кодекса, затеянная Минфином, грозит перерасти в радикальный пересмотр отношений между налогоплательщиками и налоговиками.
Комментарии
1