Вчера министры экономического развития и торговли Герман Греф и финансов Алексей Кудрин рекламировали членам Федерального собрания выбранный Белым домом экономический курс на ближайшие три года. Впрочем, судя по нынешнему состоянию российской экономики, возможность успешной реализации правительственных планов выглядит довольно призрачно.
По сути дела, и Герман Греф, и Алексей Кудрин занимались вчера рекламой проекта бюджета-2006, первое чтение которого должно состояться в Госдуме 21 сентября, а заодно и прогноза социально-экономического развития страны на 2006-2008 годы. У Алексея Кудрина рекламный сюжет строился так.
Во-первых, зарплата бюджетников. По словам министра, в 2006 году она будет повышаться трижды – 1 марта на 8%, в мае и сентябре – на 8-9%. "В среднем рост зарплаты бюджетников в 2006 году составит 20%. Эти средства заложены в бюджете",– отметил Алексей Кудрин. При этом зарплата работников, имеющим низкие разряды тарифной сетки, возрастет на 27-37%, для работников, имеющих средние разряды,– на 20,1-21,6%, высококвалифицированных специалистов – на 37,5%.
Во-вторых, инвестиционный фонд. Его размер в 2006 году запланирован на уровне 69,7 млрд рублей. Но Алексей Кудрин, зная настроения законодателей, пообещал, что "если мы досрочно погасим внешний долг в 2005-2006 годах, то экономия по процентам (на обслуживание внешнего долга.–Ъ) будет направлена на дополнительное увеличение инвестиционного фонда". "Мы это собираемся сделать",– заявил министр.
В-третьих, инфляция. Правительство собирается сотворить чудо и выйти в 2006 году на уровень в 8,5%. Глава Минфина при этом напомнил, что самая низкая за последние годы в России инфляция была зафиксирована в 1997 году – 11%. По его словам, по итогам 2005 года этот рекорд может быть побит, а к 2008 году правительство рассчитывает уложиться в 4,5%. Напомним, с начала этого года инфляция уже составила 8,4%.
Оптимизму правительства можно только позавидовать. Ведь статистика, которую также вчера анализировали и Герман Греф, и Алексей Кудрин, навевает совсем не оптимизм.
Взять, к примеру, ту же инфляцию. Она особенно здорово подпрыгнула в первом полугодии 2005 года. Алексей Кудрин винит во всем так называемые немонетарные факторы (за которые не отвечает), а именно рост тарифов на услуги естественных монополий. Однако во втором полугодии, признает министр, "основными в определении инфляции становятся монетарные факторы". Иными словами, получается, что теперь судьба инфляции полностью зависит от слаженной денежной политики Минфина и Центробанка, которую, кстати, пока нельзя назвать идеальной, так как, по словам Алексея Кудрина, прирост денежной базы в этом году составит 26%.
Однако влияние другого немонетарного инфляционного фактора, который может дать новый серьезный скачок цен еще до конца 2005 года, Алексей Кудрин, судя по всему, пока предпочитает не учитывать. Речь идет о резком росте цен на горюче-смазочные материалы, оказывающие немалое влияние на инфляционные процессы. Впрочем, здесь ему вчера на помощь пришел Герман Греф, который заявил, что знает, как остановить рост цен на топливо. Рецепт: снятие "жесткой связки внутреннего налогообложения с внешней ценой на нефть". "В условиях, когда весь мир живет в экстремальных условиях роста цен на нефть, Россия не может быть изолирована от этого – автоматически получаем рост цен на бензин, и этот рост заложен в прогрессивной формуле налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также прогрессивной формуле экспортных пошлин (ставки привязаны в мировым ценам на нефть.–Ъ)". Министр экономразвития отметил, что если удастся решить этот вопрос, то "осенью такой динамики цен мы уже не увидим".
С экономическим ростом дело обстоит не лучше. Ни о каком удвоении ВВП в сроки, названные президентом, речи уже не идет. Вчера Герман Греф еще раз это подчеркнул: "Если мы качественно проведем реформы в среднесрочной перспективе, то после 2008 года сможем выйти на траекторию удвоения ВВП". Пока же траектория складывается так, что пересох основной источник экономического роста. "Добыча и экспорт нефти перестали быть двигателем экономического развития в 2005 году",– признал вчера Герман Греф. По его словам, экспорт нефти за первое полугодие вырос на 2-3%, в то время как в 2000-2004 годах экспорт рос в среднем на 14%. А по прогнозам его заместителя Андрея Шаронова, в 2006-2008 годах рост добычи нефти составит не более 2%, а рост экспорта – не более 3%. Кроме того, по словам Андрея Шаронова, "высокий уровень мировых цен не влияет на рост экономики, и в дальнейшем увеличение цен на нефть даже на $5 за баррель даст рост экономики менее 0,1%". "И пока у нас не будет инвестиций в сфере нефтедобычи, в ее модернизацию, у нас не будет того уровня прироста добычи нефти, который был в России в 2002-2004 годах",– подытожил он. Стимулировать нефтедобычу и разработку новых месторождений правительство собирается все той же дифференциацией НДПИ, которая, правда, запланирована только на 2007 год и должна, по мнению Германа Грефа, стимулировать "более глубокую переработку нефтепродуктов и разработку более дорогих месторождений, в частности, в Восточной Сибири".
Пока же МЭРТ собирается искать новые "точки роста". Герман Греф делает ставку на связь, торговлю и сферу услуг. Кроме того, по его словам, значительный потенциал есть у машиностроения, авиационной и космической отраслей.
О расходовании же средств инвестиционного фонда, который, собственно, и должен поддержать рост в искомых точках, Герман Греф по-прежнему молчит. Потому что ни одного конкретного инвестиционного проекта у него пока нет. Может быть, все дело в том, что, по словам главы МЭРТа, в России в настоящее время мало инвестиционных проектов, которые были бы привлекательны для инвестора, и "отсутствует спрос на инвестиционные ресурсы", что приводит к оттоку капитала, который в настоящее время составляет $20 млрд. Вопрос, как же тогда найти заветные точки роста, так и остался без ответа. К тому же Герман Греф признал, что создание стабилизационного фонда, несмотря на "стабилизацию экономики", сыграло негативную роль с точки зрения инвестиционных процессов. "Если раньше избыточная ликвидность накапливалась в нефтяном секторе и так или иначе реинвестировалась, то с определенного момента эти средства стали аккумулироваться в стабилизационном фонде, и это имеет определенный негативный эффект",– прямо заявил Герман Греф.
Однако негативным эффектом экономике грозит, как вчера выяснилось, не один стабфонд. Серьезные опасения внушает и ситуация на фондовом рынке, который за семь месяцев текущего года вырос на 52%, в результате чего Россия, по словам Германа Грефа, стала "лидером по этому показателю".
Как пояснил Алексей Кудрин, "при инфляции около 11% и продолжающемся укреплении реального эффективного курса рубля доходность по российским вложениям в фондовый рынок выше, чем на Западе". По его оценке, доходность операций на западном фондовом рынке составляет 4-6% годовых, в России – 7-9% годовых. "Это создало серьезные причины для притока 'горячего' спекулятивного капитала. Сейчас Россия при соблюдении строгой финансовой политики стала интересным прибыльным вложением, но это элементы пузыря",– предупредил министр. "На сегодняшний день наша главная задача – снизить инфляцию, чтобы охладить эту тенденцию",– считает Алексей Кудрин. Если снижения инфляции добиться так и не удастся, пузырь лопнет, а значит, резко возрастет отток капитала. Причем уже не только спекулятивного, что опять ничего хорошего российской экономике не сулит.
ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО
Ъ: Бюджет сыграли дуэтом
Вчера министры экономического развития и торговли Герман Греф и финансов Алексей Кудрин рекламировали членам Федерального собрания выбранный Белым домом экономический курс на ближайшие три года.
Начать дискуссию