Хозяйственные партнерства остались в России экзотической и невостребованной организационной формой

Новая организационная форма юрлица под названием «хозяйственное партнерство» почти за год с момента возникновения осталась практически невостребованной среди российских бизнесменов.
Хозяйственные партнерства остались в России экзотической и невостребованной организационной формой
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Новая организационная форма юрлица под названием «хозяйственное партнерство» почти за год с момента возникновения осталась практически невостребованной среди российских бизнесменов.  Об этом 24 апреля на заседании Экономического клуба ФБК на тему «Тайное становится явным – тренд сезона» сообщила руководитель группы по разрешению споров «ФБК Право» Анна Грищенкова. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

С 1 июля 2012 года в России вступил в силу закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Некоторые эксперты полагали, что подобная организационная форма с одной стороны, позволяет скрывать факт участия в бизнесе тех людей, которые по закону не имеют права на это, а с другой, осложняет договорные отношения для контрагентов хозяйственного партнерства.

В частности, Клерк.Ру приводил мнение члена Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ, одного из разработчиков новой версии Гражданского кодекса Евгения Суханова.

«Такой конструкции нет нигде в мире, чтобы регистрировалось юридическое лицо без какого бы то было имущества, с полным отсутствием требований к нему, вся внутренняя структура которого определяется тайным соглашением партнеров, - негодовал Суханов. - В хозяйственном партнерстве разрешено участвовать любым третьим лицам, - пояснил эксперт. - В том числе и тем, кто ничего в него не вносил. Эти третьи лица имеют право на дивиденды, а убытки, напротив, могут перелагать на другого члена партнерства. Кто же такие эти третьи лица? Нам говорят, что это некие инвесторы, которые не хотят себя раскрывать. Но у меня в голове почему-то бродят другие мысли - а может, это те люди, которым по закону запрещено заниматься коммерцией? Например, депутаты?».

Как бы то ни было, за девять месяцев действия закона о хозяйственных партнерствах новая организационная форма не получила в России не то что широкого, а и сколько-нибудь заметного распространения.

«Компании не очень стремятся использовать этот механизм, - пояснила Клерк.Ру руководитель группы по разрешению споров «ФБК Право» Анна Грищенкова. - Хотя он и был анонсирован как прогрессивный, сделанный по образцу английского права в плане возможности выстраивания более гибкой структуры управления обществом. Именно не столько в плане раздела прибыли, а именно договоренностей по управлению - голосованию, принятию решений. Но пока не очень кто-то поверил в эти структуры. Мне кажется, это изначально было создано как что-то нерабочее».

«У нас не готова инфраструктура вокруг этих новых форм, - полагает руководитель практики налоговых споров «ФБК Право» Алексей Яковлев. - Чтобы они были востребованы, чтобы предприниматели знали - мы декларацию составляем вот так-то, и налоговая инспекция, увидев ее, не впадет в ступор, а нормально ее оценит».

Начать дискуссию