УК РФ

Милиция атакует налоговую амнистию

Пока Минфин ломает голову над тем, как заставить граждан вернуть в страну деньги с помощью налоговой амнистии, сотрудники МВД выслеживают и сажают в тюрьму тех, кто все же решил легализовать преступно нажитые доходы

Пока Минфин ломает голову над тем, как заставить граждан вернуть в страну деньги с помощью налоговой амнистии, сотрудники МВД выслеживают и сажают в тюрьму тех, кто все же решил легализовать преступно нажитые доходы. Правда, в последнее время милиционерам, по их признанию, становится все труднее привлекать к уголовной ответственности преступников, которые хотят вложить в российскую экономику свои незаконно накопленные капиталы.

«До 2001 года у нас наблюдался рост выявленных преступлений в области легализации преступно нажитых доходов, но после этого времени ситуация начала меняться,— сообщил вчера замначальника академии экономической безопасности (АЭБ) МВД Андрей Городецкий,— и мы стали меньше выявлять таких преступлений».

По словам Городецкого, в настоящее время следственные органы МВД выявляют всего 0,5–0,6% преступлений по легализации средств, полученных незаконным путем. Причем среди них нередко встречаются такие, которые не имеют никакого отношения к отмыванию «грязных» денег. «Под легализацию преступных доходов попадают такие деяния, как, к примеру, кража из сарая коровы и последующая продажа ее мяса на рынке,— рассказал начальник управления контроля и методического обеспечения расследования особо опасных преступлений при МВД Сергей Монахов,— или кража из сарая семи кур-несушек». Таких приговоров достаточно много, признает представитель МВД. «Конечно, здесь не может быть никакой незаконной легализации доходов, это просто сбыт краденого. Тем не менее на статистику это влияет»,— сокрушается Монахов.

Невысокая раскрываемость преступлений, связанных с отмыванием денег, по словам милиционеров, объясняется самыми различными причинами. «Нам мешает административная реформа, которая нарушила связи между ведомствами, а также несовершенство законодательства»,— пожаловался Городецкий.

Между тем некоторые представители МВД соседних государств вообще не видят смысла в работе по борьбе с отмыванием «грязных» денег. «Разумную ли мы проводим политику? — обратился к своим российским коллегам заместитель начальника академии МВД Украины Борис Розовский,— ведь мы не допускаем в экономику деньги, которые кто-то когда-то похитил. Но зачем мы это делаем и есть ли в этом какой-то смысл?» Однозначного ответа на этот вопрос он не получил. «Действительно, вопрос интересный.
Сейчас рассматривается вопрос о налоговой амнистии при легализации доходов,— говорит начальник АЭБ Владимир Зайцев.— Но несмотря на объявленные преференции (речь идет об упрощенном порядке декларирования своих доходов при уплате с них 13% налога.—„Бизнес”), немногие, думаю, ей воспользуются».

Впрочем, по мнению экспертов, борьба с легализацией капиталов, добытых преступным путем, не противоречит намерениям власти провести налоговую амнистию. «Ведь налоговая амнистия будет распространяться только на те доходы, с которых не были уплачены налоги. При этом амнистия — это разовая мера,— поясняет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.— А доходы, полученные преступным путем, возникают постоянно: это торговля наркотиками, контрабанда оружия. Все это необходимо контролировать». С ним согласен и главный экономист ИК «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. «Во-первых, налоговая амнистия существует сейчас только в планах правительства, и не известно, будет ли она объявлена,— говорит Пантюшин.— А вовторых, она будет длиться всего полгода. Поэтому тем, кто захочет вернуть в страну свои деньги, надо дать для этого возможность, остальных же МВД должно привлекать к ответственности».

АЛЕКСЕЙ САВКИН

Начать дискуссию