Проблема силовых захватов московских компаний попрежнему остается крайне актуальной. О том, как власти столицы намерены бороться с «черными» рейдерами и что делать предпринимателям, столкнувшимся с угрозой силового захвата, корреспонденту «Бизнеса» Оксане Карповой рассказал заместитель начальника управления правительства Москвы по экономической безопасности Вячеслав Иванов.
— Управлением по экономической безопасности Москвы совместно с правоохранительными органами к концу 2004 года было отмечено 177 случаев силовых захватов столичных предприятий. Изменилась ли ситуация в этом году? — В текущем году выявлено пять таких случаев, причем четыре— в отношении предприятий малого бизнеса. Эти захваты были организованы так называемыми астероидными командами, образованными выходцами из тех криминальных рейдерских структур, деятельность которых на сегодняшний день прекращена. Сегодня криминальные захваты стали экономически невыгодными: продать украденные акции или активы с хорошей прибылью практически невозможно. Поэтому для криминальных рейдеров наиболее предпочтительными стали небольшие предприятия, которые по своей природе наиболее беззащитны: их невысокая доходность и в основном социальная ориентированность, как правило, обусловливают отсутствие возможности для эффективной защиты.
— Каковы характерные признаки захвата предприятия? — Как правило, это визиты посторонних лиц, обозначающих интерес к предприятию от имени неких анонимных инвесторов, телефонные предложения о немедленной очень выгодной продаже бизнеса или доли участия в предприятии, внезапные немотивированные проверки, сопровождающиеся выемкой практически всей корпоративной и хозяйственно-финансовой документации предприятия.
— Как часто в ваше управление обращаются за помощью малые предприятия? — Не часто, к сожалению, и, на мой взгляд, по нескольким причинам. Во-первых, необходимо признать наличие недоверия к власти. Во-вторых, большинство предпринимателей не до конца осознают, что бизнес — это такойже вид собственности, как квартира или машина, который требует защиты. Также не каждый предприниматель в курсе, что ему может быть оказана методологическая помощь по предотвращению захвата предприятия.
— Известно, что УЭБ проводит совместную работу с комитетом по процедуре конкурсов и аукционов в Москве. Какие нарушения уже были выявлены? — Стандартным нарушением в этой сфере является представление недостоверной информации о своей организации (например, справки из налоговой инспекции об отсутствии имеющейся задолженности).
Однако факт обнаружения недостоверности представленной информации не влечет последующего клейма недобросовестности в отношении представившего ее предприятия: мы отмечаем только сам факт нарушения.
— То есть вы хотите сказать, что «черный список» компаний в рамках создаваемого городским правительством реестра деловой репутации не ведется? — Нет такого списка, да и быть его не может. Естественно, что мы ведем учет всех случаев неисполнения обязательств перед городской администрацией. Например, за прошедшие 12 лет, начиная с 1993 года, выявлено около 350 инвестиционных контрактов, по которым инвесторы не выполнили взятых на себя обязательств. Однако, как уже говорилось, в реестре деловой репутации отмечаются только факт неисполнения договорных отношений и сопутствующие ему обстоятельства, оценка же добросовестности действий договаривавшихся сторон остается на усмотрение пользователей этой информации.
— А как строятся отношения города с нарушителями-инвесторами? — Естественно, городская администрация предпочитает воздерживаться от сотрудничества с лицами, которые не исполняют перед ней обязательства, а также имеют просроченные задолженности по платежам в бюджет. Такие примеры уже имеются, но я не стал бы называть конкретные организации. В ряде случаев эти отношения рассматриваются в судебном порядке, в других случаях продолжаются проверки, и нельзя однозначно утверждать, что имевшие место нарушения произошли только по вине инвестора и без вмешательства чиновников.
Столичные чиновники защитят компании от силового захвата
Проблема силовых захватов московских компаний попрежнему остается крайне актуальной
Начать дискуссию