Путин призывает правительство бороться с инфляцией

Вчера президент Владимир Путин второй раз за неделю потребовал от правительства уменьшить инфляцию.

Вчера президент Владимир Путин второй раз за неделю потребовал от правительства уменьшить инфляцию, а его советник Андрей Илларионов подробно объяснил, как это сделать. Он предложил, в частности, зачислять в стабфонд все нефтяные доходы при цене выше $12 за баррель и вернуть национализированные компании в частные руки. Эксперты считают его идеи слишком радикальными, но сами ничего действенного предложить не могут. А до правительства поручение президента еще не дошло.

Вчера Владимир Путин похвалил чиновников за “энергичные меры” по борьбе с инфляцией, которые они уже предприняли, но констатировал, что удержать рост цен в рамках запланированных 8,5% не удастся. За девять месяцев инфляция уже составила 8,6%, а по итогам года может превысить 11%. А на прошлой неделе президент заявил, что “было бы правильно, если бы правительство подготовило пакет антиинфляционных мер на ближайшее время”.

До министерств поручение еще не дошло, поэтому к его выполнению Минэкономразвития пока не приступало, говорит чиновник ведомства Грефа. Зато советник президента Андрей Илларионов, выступая вчера на организованном “Ведомостями” круглом столе “Курс рубля и экономический рост в России”, предложил свой пакет антиинфляционных мер.

Прежде всего нужно снизить цену отсечения в стабфонд с $27 за баррель “хотя бы до $17-18, а лучше до $12”, считает Илларионов. Кроме того, пора перестать рассматривать любые предложения по использованию средств стабфонда, кроме выплат по внешнему долгу, а инвестфонд отменить вообще. Дополнительные доходы нужно направлять в специальный фонд будущих поколений, который может быть использован “на финансирование переходного периода от государственной распределительной пенсионной системы к накопительной”, рассуждает советник президента. Ограничения на капитальные операции, а также импортные квоты на мясо и государственные интервенции на зерновом рынке тоже нужно срочно отменить, считает экономист. Госкомпаниям следует запретить любые заимствования за рубежом, решения о национализации частных компаний отменить, а тарифы естественных монополий не регулировать. Кроме этого необходимо сокращать госрасходы и не допускать укрепления номинального курса рубля.

Если учесть взятые на себя государством обязательства, трудно представить, “к какой жизни все это приведет”, отвечает на это начальник департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. С ним согласен и главный стратег ИБ “Траст” Николай Подгузов. Например, резкое снижение цены отсечения на первое время будет эффективной мерой, но при нынешних объемах накопления Россия выплатит все долги через 1-1,5 года, при том что бюджет станет дефицитным. “И что мы будем делать с деньгами стабфонда?” — задается вопросом эксперт. Другие предложения Илларионова помогут в борьбе с инфляцией, но для этого придется пожертвовать целыми отраслями, например мясной и зерновой. А некоторые меры и вовсе могут привести к обратным результатам: из-за дерегулирования тарифов и отмены ограничений по капитальным операциям цены только вырастут, заключает Подгузов.

Рецептов сдерживания инфляции в этом году правительство не найдет, констатируют эксперты. В оставшиеся месяцы на рост будут влиять в основном монетарные факторы, отмечает эксперт Центра развития Оксана Осипова. Единственное оружие, которое есть у ЦБ, — уйти с валютного рынка и не стерилизовать денежную массу, но тогда начнет резко укрепляться курс рубля. Ключевой фактор, влияющий на инфляцию, — это цены на нефтепродукты, ведь от них зависят значимые в расчете индекса потребительских цен на сельскохозяйственную продукцию и энергию. В будущем для оперативных мер по сдерживанию инфляции нужно обратить внимание именно на топливо, считает Осипова. Но договоренности правительства с нефтяниками безусловного эффекта не дают. В первую же неделю после того, как шесть крупнейших нефтяных компаний заморозили цены на своих заправках, бензин подорожал почти на 1%. По мнению Осиповой, для борьбы с инфляцией нужна гибкая налоговая система. Например, при повышении цен на нефть на мировых рынках акцизы на бензин должны оставаться стабильными или даже снижаться.

Александра Петрачкова
Борис Грозовский

Начать дискуссию