ВЭД

«Бизнес»: Таможня презентовала поправки

Вчера Федеральная таможенная служба познакомила деловое сообщество с наиболее значимыми из подготовленных поправок в ТК.

Вчера Федеральная таможенная служба познакомила деловое сообщество с наиболее значимыми из подготовленных поправок в ТК. Как ожидается, пакет из 23 первоочередных поправок окажется в Госдуме до конца ноября, а уже с 1 января 2006 года таможенные новшества вступят в силу.

Поспешность в их принятии чиновники объясняют грядущим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), которое требует приведения норм ТК в соответствие с международными нормами.

Наиболее важной представляется поправка, в соответствии с которой требования к документам и сведениям, необходимым для таможенного оформления пересекающих границу товаров, будет определять правительство. Сейчас они закреплены в ТК.

«Сам перечень документов содержится в старом приказе ГТК,— объяснил „Бизнесу” руководитель департамента по таможенному праву компании STS Logistics Сергей Фалин.— Список исчерпывающий, однако он вызывает много проблем при определении таможенной стоимости товаров». Видимо, отмечает эксперт, ФТС хочет, чтобы правительство определило список документов, которые нужно предъявлять при растаможке грузов, чтобы и участники ВЭД, и таможня были довольны. «ФТС понадеялась и в этом вопросе на компетентность вышестоящего органа, переложив на него ответственность»,— считает Фалин.

Многие эксперты отмечают логичность такой поправки как раз потому, что совсем недавно правительство поручило МЭРТ и Минфину контролировать соблюдение таможенниками законодательства при определении таможенной стоимости. Некоторые из них надеются на то, что правительство проявит лояльность и сократит список документов, необходимых для подтверждения таможенной стоимости.

«МЭРТ тоже уполномочено выпускать такой список, но до сих пор не сделало этого. Будем надеяться, что в правительстве упростят порядок предоставления документов»,— говорит Фалин. «Правительство выступит в роли независимого третьего лица,— считает Борис Винокур, глава Российской ассоциации по транспортно-экспедиционному обслуживанию населения Союза транспортников России.— И это не бюрократия, это законы русского бизнеса».

Впрочем, не все проявляют такой оптимизм. «Сразу возникает вопрос: кто в правительстве будет решать, какие документы должен иметь при себе участник ВЭД? — спрашивает ведущий специалист по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.— Правительство поручит это Минэкономразвития, а МЭРТ в свою очередь— ФТС. В результате список получится таким, какой он нужен таможне. Гораздо правильнее ситуация, когда все требования закреплены на законодательном уровне».

«Принятие поправок в Таможенный кодекс все равно не сможет устранить главный дефект современного таможенного администрирования — отсутствие исчерпывающих правил как для таможенников, так и для участников ВЭД, а также отсутствие у таможен на местах воли и желания принимать самостоятельные решения не только в пользу бюджета, но и в пользу импортеров и экспортеров»,— резюмирует гендиректор «Группы Тарго» Татьяна Круглова.

Начать дискуссию